МВФ готовится к русскому нашествию

 МВФ готовится к русскому нашествию

Конечно, официальный список кандидатур будет намного короче. Но тем не менее, вполне вероятно, что в этот раз Европа, вопреки многолетней практике не сумеет выдвинуть одного кандидата. А тогда негласное американо-европейское соглашение может быть нарушено.

Никто из официальных лиц не готов пока назвать фаворита гонки. Однако мировые СМИ наиболее высоко оценивают шансы министра финансов Франции Кристины Лагард. Во-первых Франции нужно реабилитироваться за прежнего главу МВФ. Во-вторых Лагард пользуется поддержкой в финансовых кругах не только Европы, но и США, где она и начинала свою карьеру.

Среди других кандидатов — немцы Аксель Вебер (глава немецкого ЦБ) и Йозеф Аккреман (руководитель Дойче банка), британский премьер Гордон Браун и Стенли Фишер.

Если Европа на саммите G-8, 26-27 мая не сможет выбрать единого кандидата, тогда появятся шансы у экзотических фигур. К ним можно отнести и Григория Марченко, которого уже поддержал СНГ. А по словам министра финансов и управляющего директора МВФ от России Алексея Кудрина, он будет обсуждать кандидатуру с представителями стран BRICS. И представители Китая и ЮАР уже дали понять, что возражать против Марченко не будут.

В 2007 году Россия уже забрасывала «пробный шар». В конкуренты Доминику Стросс-Кану мы выдвинули альтернативного кандидата - бывшего управляющего Центробанком и даже бывшего премьера Чехии Йозефа Тошовски. Он, однако, не обнаружил поддержки даже в собственной стране, не говоря уж об остальном мире.

Но в российском правительстве нисколько не расстроились. Потому что в любом случае Россия получила отличную прессу.

Тем не менее, нынешний выдвиженец, строго говоря, Кудрина, имеет куда более весомые перспективы для избрания главой МВФ, чем Тошовски. Если выдвижение чеха всеми рассматривалось как очевидный демонстративный шаг, то главный казахский банкир был буквально обречен на поддержку всех членов СНГ, потому что Казахстан пользуется в Содружестве огромным авторитетом, на правах государства с наиболее бурно развивающейся экономикой. Члены СНГ подкрепили это мнение делом — дружно одобрив предложение России.

Дело за BRICS. Своего окончательного слова они не сказали, но глава Народного банка Китая Чжоу Сяочуань уже высказался в том духе, что структура высшего руководства МВФ должна «в большей степени отражать изменения в глобальной экономической архитектуре, а также интересы развивающихся рынков». Кстати, комментируя отставку Доминика Стросс-Кана китаец отметил, что «испытывает сожаление в связи с тем, что возникли сложности с эффективностью управления фондом». А до представителя КНР высказался министр финансов ЮАР Правин Гордон. Он-то прямо заявил, что на пост главы МВФ следует назначить кандидата не из Европы.

Теперь «подобъем бабки». При выдвижении Европой единого кандидата, у Марченко шансов нет никаких. Соглашение о том, что Всемирным банком руководит американец, а Валютным фондом — европеец, существует давно. И хотя оно не имеет официального статуса, менее крепким от этого не становится.

Другое дело, если Европа все-таки выдвинет не одного, а нескольких претендентов. А это вполне вероятно, учитывая, что в списке сразу два немца, а Германия как никто в Европе может претендовать на руководство МВФ. В конце-концов именно она тянула всю Европу из пучины кризиса. Канцлер Германии Ангела Меркель уже сказала, что готова поддержать общего кандидата от ЕС, но не уточнила, кто должен быть этим кандидатом. Ровно такое же заявление сделала и Кристина Лагард. Это понятно, ведь Европе как никогда необходим свой директор-распорядитель МВФ, поскольку «южный фланг» Евросоюза до сих не выбрался из долговой ямы. А Стросс-Кан как раз и отличался тем, что активно «пробивал» увеличение финансовой помощи пострадавшим странам, что далеко не всем за океаном нравилось. Этим можно объяснить и конспирологические теории о том, что француза подставили.

И если выяснится, что Германия и Франция по-разному видят этого «общего кандидата», у Григория Марченко появится шанс. Сама по себе поддержка России и СНГ не способна обеспечить кресло главы МВФ — на всех наберется голосующих квот меньше чем 5% (2,4% у России и около 2% у остальных членов СНГ). Но вместе с «братьями по BRICS” квоты способны перевалить уже за 10%. А это уже немногим меньше, чем у всех стран-членов ЕС.

В любом случае можно ожидать, что ближайшие две недели (а выдвигать кандидатов можно до 8 июня) будут бурными. Хотя очевидно, что выдвиженец Евросоюза должен иметь преимущество. Однако даже если Григория Марчекно «прокатят» как и его предшественника, это будет уже не просто «пробный шар», а вполне себе серьезная «пристрелка». Ведь через четыре года, когда будет избираться очередной глава МВФ, квоты развивающихся стран вырастут минимум в полтора раза уже к 2013 году. Таковы инвективы реформы Фонда, одобренные G-20 и активно претворявшиеся в жизнь Домиником Стросс-Каном. Причем, квоты развивающихся стран вырастут именно за счет Европы. Ведь они определяются размерами ВВП. А он в BRICS растет существенно быстрее, чем в Старом Свете.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей