Вместо накопительной части пенсии В правительстве царят жаркие дебаты относительно судьбы пенсионной реформы. Предварительно договорились о полной отмене с 2017 года накопительной части пенсионных платежей с фонда оплаты труда. Дополнительно это принесет Пенсионному фонду (ПФР) 375 млрд рублей и позволит сократить бюджетный дефицит. Больше никакой временной «заморозки» не будет — все 22% целиком направятся на выплату текущих пенсий. Но Минфин предлагает помимо действующих страховых платежей ввести с 2019 года новый обязательный сбор в 2–6%, но уже непосредственно с зарплат. Социальный блок против: сейчас нельзя увеличивать нагрузку на бизнес, а соглашения с работодателем должны носить исключительно добровольный характер. фото: Геннадий Черкасов Споры между финансовым и социальным блоками правительства разгорелись после того, как в январе 2016 года Владимир Путин подписал два указа. Одним документом он передал в ведение Минфина Федеральную таможенную службу и Росалкогольрегулирование. После разработки и принятия законодательной и нормативной базы администрирование таможенных и алкогольных сборов однозначно перейдет к Федеральной налоговой службе (ФНС). Со страховыми платежами сложнее. Указ не передает ПФР, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС) под крыло Минфина. Окончательного решения на уровне президента и премьера, кто ими будет управлять, не принято. Могут отдать ФНС, но могут и нет. ПФР останется самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Почти как ЦБ. Соответствующие механизмы разработают до 1 мая. Стоит отметить, что в борьбе c социальным блоком правительства Минфин продолжает набирать очки, хотя при этом ему приходится отказываться от своих предыдущих идей. Так, еще в начале осени 2015 года Минфин был категорически против временной «заморозки», а тем более отмены 6-процентного накопительного компонента (остальные 16% ПФР направляет на текущие выплаты пенсионерам). Дескать, в кризис экономике и финансовой системе страны словно воздух нужны «длинные» деньги НПФ. А теперь Минфин этого не исключает. Разворот ведомства Силуанова на 180 градусов связан с двумя моментами. Первый на поверхности — как ни крути, а 375 млрд рублей «накопиловки», которые собрали бы в 2017 году с работодателей, это большие деньги. Они сейчас точно лишними не будут. Во-вторых, это элемент торга чиновников, отстаивающих разное видение пенсионной реформы. За отмену «накопиловки» давно ратовали вице-премьер Ольга Голодец, руководство Минтруда и Пенсионного фонда. По мнению последних, «накопиловка» имеет право на существование, но должна трансформироваться из обязательной в добровольную. Работодатель и сотрудник в трудовом договоре сами будут определять ее размер и в какой фонд направлять. Таким образом, предполагается сохранить систему негосударственных пенсионных фондов, которые пусть не в прежних объемах, но все-таки будут пополняться новыми средствами. Антон Силуанов предлагает другую схему. 10 марта на закрытом совещании у Дмитрия Медведева он вместе с Игорем Шуваловым согласились на отмену накопительного компонента, взамен попросив пойти на реализацию пенсионной реформы по их собственному плану. Он предполагает введение через 2–3 года нового обязательного сбора с фонда оплаты труда (Ольга Голодец считает, напомним, что он должен стать добровольным). А именно: обязать работодателей дополнительно, то есть сверх всех страховых платежей, отчислять с уже выплаченного месячного жалованья в различного рода пенсионные фонды до 2–6%. Кроме того, в 2017 году администрирование страховых взносов, включая средства, направляемые в Пенсионный фонд, будет передано налоговикам. Позднее работодатели начнут их оплачивать одним платежом. Это означает возврат к хорошо забытому Единому социальному налогу (ЕСН), который, скорее всего, снизят с сегодняшних 30% до 26–28%. Эти деньги ФНС сама будет распределять между ПФР, ФОМС и ФСС. При этом Минфин с 2019 года предлагает ЕСН сделать плоским, без всякой дифференциации на большие и маленькие зарплаты. Сейчас, после того как годовой доход превысит 796 тыс. рублей (ежегодно эта сумма индексируется), ставка последующих взносов суммарно сокращается до 15,1%. Поэтому, по замыслу чиновников, небогатые слои населения не пострадают. Однако выходит, что, с одной стороны, Минфин снижает ЕСН на 2–4%, с другой — вводит новый платеж. Получается, никакого послабления в этой части для бизнеса не предвидится.
|