Скоро самая дешевая магазинная «беленькая» может подорожать на 5 рублей и будет стоить 190. Не исключен возврат к прежнему минимальному уровню — 220 рублей за пол-литра. По крайней мере эти предложения активно обсуждаются в правительстве. В процесс ценотворения может вмешаться еще и ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). С 1 января оптовые торговцы уже фиксируют продажи в этой системе, а с 1 июля окончательно подключатся розница и общепит. До 20 апреля последние должны зарегистрировать в ЕГАИС не только себя, но и все закупки первого квартала. В противном случае им грозят санкции: от штрафов до отзыва лицензии. Рассмотрим вместе с экспертами, что показали первые два месяца переходного периода. фото: Елена Минашкина Идея ЕГАИС не нова. В 2006 году была попытка подключить к системе оптовую торговлю алкоголем. Из-за этого на пару месяцев встал весь рынок. Многие помнят, что тогда пропал импортный алкоголь. Вернулся он позже, но уже заметно подорожавшим. Дальше — только хуже. Вадим Дробиз, руководитель центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, разъяснил, почему отрасль оказалась в тупике — государство что-то делало, меняло, но при этом сохранялся принцип недоступности для миллионов человек легального алкоголя. По сравнению с 2012 годом акциз вырос вдвое. Из 185 минимальных рублей за пол-литра водки на него приходится 100, на НДС — 20. Резко упал спрос на легальный алкоголь, а нелегалы только укрепили свои позиции, в том числе и в «белой» рознице. В прошлом году из проданных 1,05 млрд. литров акцизов в казну было уплачено только с 700–750 млн рублей. А 300 млн. литров крепкого алкоголя оказались контрафактом. Вот и задумалось государство, как бы вернуть недополученные акцизные деньги. По новой версии ЕГАИС, все звенья алкогольной цепи должны стать прозрачными и контролируемыми государством: производитель спирта — ликероводочный завод — оптовик-поставщик — магазин — кассовый узел. Последний срок — 1 июля этого года. Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции, подчеркнул в беседе с корреспондентом «МК», что цель ЕГАИС — зачистить лицензированные торговые сети от контрафакта. По его словам, именно через звено «опт-магазин» нелегальный алкоголь проникает в ритейл. Потом он смешивается с легальным и через магазинные полки попадает к потребителю. Не случайно, крупные торговые сети, включая алкогольные супермаркеты, уже работают в системе с прошлого года, не испытывая особых проблем. Однако тем, кто по разным причинам тянул с подключением, не позавидуешь. Теперь поставщик не имеет права отгружать товар ритейлеру, если он не видит его в системе. Плюс сбои и зависания, которые надо по ходу отрегулировать. Отсюда недопоставки и задержки в отгрузке. Росалкогольрегулирование сообщает, что с 1 января в ЕГАИС поступило более 58 млн документов, но в 3% из них отправитель неверно ввел информацию. Этому надо успеть научиться, ведь сроки поджимают. Торговый бизнес у нас разношерстный. Если в рамках региона ритейлер с оборотом 1–2 млрд рублей считается крупным, то в сравнении с федеральной сетью он просто карлик. Где-нибудь в глубинке два магазина под единым управлением — тоже сеть. Разные технические возможности и уровень компетентности персонала. Как считает Сергей Кузнецов, директор Союза независимых сетей России, не все участники рынка смогут вовремя освоить ЕГАИС и подключиться к системе. В результате чего одни пополнят нелегальный сектор (зачем же тогда надо было городить новую систему?), а другие, лишившись права продавать алкоголь, вообще уйдут с рынка. Однако во многих населенных пунктах выручка небольших магазинов на 50% формируется алкоголем. Если они закроются, то ведь и продукты негде будет купить. К тому же множество торговых точек не сможет подключиться к системе из-за банального отсутствия Интернета. По прогнозам экспертов, в провинциальных городах может закрыться до 20% магазинов, на селе — до 35%. Под гребенку ЕГАИС причесали и пивоваров. Но на их рынке вообще нет контрафакта, с которым надо бороться. В интервью «МК» исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов утверждает, что его отрасль самая прозрачная с точки зрения производства и самая дисциплинированная по части уплаты акцизов и исполнения иных обязательств перед бюджетами всех уровней. В 2015 году акцизные поступления от пивоваренной промышленности составили 132,5 млрд рублей. Тем не менее производители пива подключились к ЕГАИС еще в прошлом году. Но есть проблемы в рознице: более 40% продавцов — вне системы. По подсчетам и.о. исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимира Ионкина, издержки, связанные с ЕГАИС, в целом по стране могут составить порядка 40–100 млрд рублей. И эта сумма ляжет на плечи добросовестных торговых сетей. Значит, водка и прочий алкоголь неизбежно подорожают. По крайней мере после 1 июля, когда закольцованная ЕГАИС заработает в полную мощь от производителя до потребителя.
|