Три министерства уже почти полгода не могут решить, кого лишить такой привилегии Замминистра экономического развития Олег Фомичев в кулуарах Красноярского бизнес-форума объявил, что в непростых экономических условиях чиновникам тоже придется затянуть пояса. Проект антикризисного плана, по его словам, предусматривает сокращение расходов на командировочные — привилегию летать бизнес-классом планируется оставить обладателям «самых высоких категорий должностей», а всех остальных пересадить в эконом-класс. Мы проследили историю этой инициативы и выяснили, что разговоры об экономии на себе, любимых, длятся в высших эшелонах власти уже год. И что удивляться, что . фото: morguefile.com Госдума славится своим умением штамповать нужные стране законопроекты, но, когда речь идет о привилегиях, депутаты не торопятся. Ровно год назад — в марте 2015 года - в СМИ широко обсуждалась инициатива законодательного собрания Нижегородской области, выступившего с предложением запретить госслужащим летать бизнес-классом, останавливаться в номерах люкс и ездить в вагонах повышенной комфотности за счет бюджета. В своем обращении к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину регионалы просили ускорить принятие уже находящихся в парламенте законопроектов (поправки в ст. 168 Трудового кодекса и ст. 217 Налогового кодекса РФ), запрещавших тратить госсредства на услуги VIP-залов и Залов обслуживания официальных лиц и делегаций, и добавить в них дополнительные ограничения, связанные с перелетом и проживанием. Нижегородцев, естественно, похвалили за стремление к экономии и пообещали самым серьезным образом отнестись к их предложениям. Но на деле никто не почесался. Ни в первоначальном виде, ни в расширенном законопроект о борьбе с привилегиями командированных за госсчет так и не был принят. Осенью дискуссию заново оживил Минтруд. В начале сентября ведомство вынесло на общественное обсуждение поправки в президентский указ о порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих. Министрам, их заместителям, директорам департаментов и другим чиновникам категории «руководители» авторы поправок предлагали пользоваться бизнес-классом вместо первого класса в случае, если полет длится менее 3 часов. А всем помощникам, советникам и специалистам — перебраться в эконом-класс. Свои предложения Минтруд подкреплял цифрами: на конец сентября билет из Москвы в Сочи в экономклассе стоил от 3 до 6 тысяч рублей, в бизнес-классе от 19 и до 150 тысяч рублей. Летают чиновники министерств (особенно по этому маршруту) часто — поэтому экономия получалась существенная. Однако документ аналогично думскому законопроекту был «замусолен». За пять месяцев руки до него так и не дошли, хотя некоторые министры, ознакомившись с рекомендациями, сами не стали дожидаться отмашки сверху. Например, глава Минкульта Владимир Мединский велел всем подчиненным летать только эконом-классом и тратить на железнодорожный билет Москва-Санкт-Петербург не более 8 тыс. руб. Впрочем, и за эти деньги, как выяснилось, можно не пренебрегать комфортом: билет в первый класс «Сапсана» стоит около 6 тыс. руб. В Красноярске Олег Фомичев заявил, что документ об экономии на командировочных госслужащих должен быть подготовлен во втором квартале 2016 года, причем его разработкой занимаются сразу три ведомства - Минфин, Минтруд и Минэкономразвития. При этом выражается чиновник предельно осторожно и заковыристо: «Идея состоит в том, чтобы пересмотреть те нормативы, которые сейчас действуют в госорганах в части закрепления за определенными категориями должностей определенных транспортных привилегий: оплата бизнес-класса и так далее, и постараться их сдвинуть, оставить только у самых высоких категорий должностей, а тех, кто пониже, постараться их убрать». Хотелось бы, конечно, понять, что тут можно столько времени согласовывать — количество часов полета, которые чиновники способны провести с простыми пассажирами в салоне эконом-класса? Или контингент испытуемых? В любом случае сам процесс и скорость принятия решений вызывают невеселые мысли. Если на такой пустяк у депутатов и правительства уходит целый год, то чего удивляться, что план антикризисных действий властей до сих пор не готов и по-прежнему нуждается в «согласовании позиций»… Кстати, выполнить принятые решения тоже бывает непросто: аналогичный план прошлого года, по данным Счетной палаты, к четвертому кварталу был реализован менее, чем на 30%. А значит, по многим направлениям ситуация в экономики развивалась, как бог на душу положил, безо всякого участия со стороны государства.... Похоже, что подобный сценарий нас ждет и в этом году.
|