Эксперты рассказали, почему цена на авиационное топливо в России не снижается вместе с нефтью При условии сохранения низких цен на нефть, авиакомпании в этом году смогут сэкономить на топливе порядка $12 млрд и, как следствие, снизить стоимость авиабилетов. Об этом говорится в отчете Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Во всем мире пассажиры уже почувствовали эффект от дешевеющей нефти: в 2015 году средняя стоимость перелета уменьшилась на 12% в долларовом эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. В России мы имеем прямо противоположную ситуацию – цены на авиатопливо растут, а услуги авиакомпаний дорожают вслед за ослаблением рубля. По оценкам экспертов, разница в цене авиабилетов на международных рейсах сейчас и год назад составляет почти 35%. фото: morguefile.com В отчете IATA указывается, что «бюджетная» нефть выгодна перевозчикам. Снижающаяся следом за авиакеросином себестоимость перелета позволяет по максимуму загружать линии бортами, увеличивая коэффициент занятости кресел в самолетах. По данным ассоциации, по итогам 2015 года мировой пассажиропоток показал самый большой темп прироста за последние пять лет в 6,5%, что было связано, в том числе, с дешевеющими авиабилетами. В минувшем году средний чек на авиабилеты «похудел» на 5%. При сохранении низких цен на углеводороды в 2016 году эксперты ожидают, как минимум, сохранения темпов роста пассажиропотока. В России по итогам прошлого года перевезено 92 млн пассажиров, что напротив, свидетельствует о сокращении пассажирооборота на 6%. «На самом деле в пересчете на доллары авиабилеты в России дешевеют также как и во всем мире, но наши граждане перестают это ощущать, стоит перевести стоимость авиабилетов в рубли», - замечает глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. Например, еще в июле, когда курс американской валюты держался на отметке 55-58 рублей за доллар, сайты по поиску авиабилетов отмечали, что билеты за границу подорожали на 24%, а на внутрироссийских направлениях – на 7%. Сейчас в системах бронирования билеты продаются уже исходя из курса 76 рублей за доллар, а значит и их стоимость выросла эквивалентно. При этом, как ни странно, в нашей стране связка «дешевое топливо — дешевые авиабилеты» практически не работает. На прошлой неделе представители авиационной отрасли пожаловались в Минтранс, что топливо для самолетов в ряде российских аэропортов подорожало без объективных причин. Вопросом также заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба, которая пообещала разобраться с ценообразованием на авиационный керосин. Антимонопольщики запросили отчет о ценах от всех крупных топливно-заправочных компаний. Запрос был сделан с целью выяснить динамику закупочных цен и стоимости услуг по обеспечению авиатопливом. Данные компании должны будут предоставить к концу февраля. По результатам их анализа могут быть приняты меры, в том числе антимонопольного реагирования. В 2015 году авиакеросин в среднем по России подорожал на 2,2 тыс. рублей за тонну, в московском авиаузле - на 3,6 тыс. рублей. На сегодняшний день стоимость авиакеросина в среднем равна 32 тыс. рублей за тонну. Тем не менее, опрошенные «МК» эксперты считают, что серьезных подвижек в стоимости авиабилетов после проверок ФАС ждать не стоит. Вся наша экономика построена на доходах от продажи нефти. Соответственно, чем дешевле углеводороды, идущие на экспорт, тем дороже нефтепродукты, продающиеся внутри страны. Только так производители могут компенсировать свои убытки. Поэтому с большой долей вероятности стоимость авиационного керосина для внутреннего рынка так и останется на достаточно высоком уровне. Цены на перелеты внутри страны будут снижаться другим способом. В частности, благодаря субсидированию региональных авиаперевозок. А также, за счет так называемых «плоских тарифов», которые в этом году ввели ряд авиакомпаний для пассажиров Дальнего Востока, Крыма и Калининграда. Цена таких авиабилетов практически равные их себестоимости.
|