Между тем, несмотря на низкие цены на нефть, стоимость бензина в России растет Наша экономика не на «дне», а только его «нащупывает». Это следует из свежего бюллетеня ЦБ. Мегарегулятор считает, что цены на нефть застрянут на уровне $20-40 за баррель надолго. Это означает неуверенную динамику в промышленности, продолжение рецессии и то, что пик кризиса не пройден, а 2016 год несет новые риски. Основные ответчики за экономику — глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев и Минфина - Антон Силуанов надеются на лучшее: рост котировок сырья и рост курса рубля. Оптимизм вряд ли оправдается. Подтверждением служит предложение Минфина с апреля снова повысить акцизы на топливо. фото: Геннадий Черкасов «Cтатистика по промышленному производству за декабрь указывает, что сокращение выпуска по основным видам экономической деятельности продолжается. Это подтверждает опасения более продолжительного спада, чем предполагалось ранее. Экономика, скорее всего, продолжит нащупывать дно в ближайшие месяцы», — отмечает ЦБ в своем самом свежем прогнозе. Просвета не предполагается. Про оценке Росстата, объем ВВП России в 2015 году упал на 3,7%. В этом году спад может быть от 0,5% до 1,5% по разным оценкам. Цены на нефть упали до уровня $35 за баррель (бюджет России на 2016 год исходит из цены в $50). Из бюллетеня ЦБ, выпущенного 3 февраля, следует, что котировки «черного золота» рискуют надолго «застрять» на уровне $20-40. Главы российский нефтяных компаний уже не раз говорили, что стоимость нефти в $30 подорвет их финансовую стабильность. Это подтверждают и западные эксперты. Есть шанс, что в ближайшее время российские нефтяники встретятся с членами ОПЕК, главным образом, с Саудовской Аравией. Этот диалог должен быть посвящен снижению объемов добычи сырья, что должно положительно повлиять на нефтяные котировки. Состоится ли такая встреча — не ясно, но даже на слухах о ней стоимость барреля вышла на уровень выше $33 (в первой половине января опускалась до $25 и ниже). На фоне низких цен на нефть во многих странах тарифы на моторное топливо продолжают падать. В ряде штатов США они опустились до 50 центов за галлон (около 10 рублей) за литр. Есть примеры, когда нефтеперерабатывающие предприятия предлагают поставщикам доплачивать, лишь бы их сырье было бы переработано и продано в розницу. Венесуэла (кстати, тоже член ОПЕК) последние двадцать лет субсидировала розничную стоимость горючего (на эти цели расходовалось до 50% от поступлений о экспорта нефти — это официальные данные, по неофициальным — куда больше) тоже готова отпустить цены в «свободное плавание», то есть дать топливному рынку развиваться на рыночных условиях. Если это не будет сделано, вероятность дефолта Венесуэлы в ближайшие годы — 100%. Однако Каракас пока не спешит поднимать цены на бензин. Заправить бак на 40 литров 95-м сортом там стоит на наши деньги всего 2 рубля — 5 копеек за литр. Низкими ценами на топливо Венесуэла намерена поддержать отечественного производителя — сельское хозяйство, животноводство и рыболовство. В России происходит обратная ситуация. Есть информация, что с начала апреля Минфин предложил снова повысить акцизы на топливо на 2 рубля с литра бензина и на 1 рубль — дизеля (в розницу). Стоит напомнить, что с 1 января акциз для бензинов пятого класса (для оптовиков) будет стоить 7,53 тыс. рублей за тонну (+2 тыс. рублей). Класс «Евро-4» дойдет до 10,5 тыс. рублей (+ 3,2 тыс.). Только это, по мнению экспертов, доведет стоимость бензина класса АИ-92 и АИ-95 к весне до 45-47 рублей. Новая прибавка поднимет тарифы за литр выше 50 рублей. То есть заправить бак на 40 литров у нас будет можно лишь не менее чем за 2 тыс рублей. Отметим, когда баррель стоил около $115, купить такой же объем можно было вдвое дешевле.
|