Рынок БАДов лихорадит

Рынок БАДов лихорадит

Российских производителей пытаются выдавить с рынка

Нынешнюю экономическую ситуацию вряд ли можно назвать простой, и для любого бизнеса она стала серьезным испытанием. В том числе и для фармацевтического. Производители синтетических лекарств сегодня как никогда остро переживают конкуренцию со стороны производителей растительных средств. Особенно ярко это видно на примере средств для повышения потенции.

фото: Наталья Мущинкина

Скандальная история с проверками ряда биологически активных добавок для лечения эректильной дисфункции, в которых якобы нашли незаявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции — тадалафил и силданафил, — набирает обороты. Чуть ли не из каждого утюга звучит информация о том, что потребителей жестоко обманывают, обещая им наладить счастливую личную жизнь с помощью исключительно безобидных растительных компонентов. В то время как в БАДах на самом деле содержится жесткая «химия». Эта химия может вызвать серьезные побочные эффекты, и,вообще, такие препараты должны отпускаться строго по рецепту врача.

Главным следственным управлением Следственного комитета РФ по городу Москве уже расследуется дело по факту оборота на территории Москвы фальсифицированных БАДов, и разосланы по этому поводу письма в Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли, а также в НП «Объединение производителей биологически активных добавок к пище». В этих письмах отмечается, что по закону некачественные и опасные пищевые продукты (а БАДЫ относятся именно к таким) подлежат изъятию из оборота, а после экспертизы — утилизации и уничтожению. За производство и сбыт фальсифицированных биологически активных добавок в России установлена уголовная ответственность.

Авторы писем ссылаются на проведенные судебно-химические экспертизы закупленных в московских аптеках образцов БАДов «Сеалекс форте» и «Али капс». Экспертизы обнаружили в желатиновых капсулах «не заявленную при государственной регистрации фармацевтическую (лекарственную) субстанцию — ингибиторы фосфодиэстеразы типа 5 «тадалафил» в различных дозировках». Тем временем ингибиторы ФДЭ5 сегодня используются в составе лишь рецептурных лекарственных средств для повышения потенции. Представители ГСУ СК России по

г. Москве отмечают, что бесконтрольное применение таких фальсификатов «влечет серьезные негативные последствия для жизни и здоровья населения».

Прочитав такое письмо, конечно, становится очень страшно за тех мужчин, которые используют такие добавки. Разве они, покупая будто бы растительные препараты, подозревали, что им могли подсунуть такое?

Впрочем, при детальном анализе ситуации выясняется, что все далеко не так просто. Обратившись за комментариями в компанию «РИА «Панда» (производитель «Сеалекс форте» и «Али капс»), мы выяснили, что там... ни о какой проверке СК даже не знают. «К сожалению, ни одна экспертная организация не предоставила нам результаты исследований, хотя мы запрашивали их. В итоге мы не знаем, проводилась ли экспертиза, каким образом, какие результаты были получены и т.д. Мы не исключаем того факта, что, может быть, кто-то целенаправленно вводит следствие в заблуждение», — говорит президент фармацевтической компании «РИА «Панда» Дмитрий Дергачев.

Впрочем, это, конечно, еще ни о чем не говорит. Гораздо интереснее другое — можно ли проведенные экспертизы считать достоверными? Об этом «МК» рассказала эксперт — профессор кафедры организации и управления в сфере обращения лекарственных средств Института повышения квалификации врачей Первого МГМУ им. Сеченова, доктор медицинских наук Елена Лесиовская:

— Эта ситуация не нова. Производители лекарственных средств часто упрекают производителей БАДов в том, что те берут фармсубстанцию, то есть химическое вещество, и включают его в состав растительных компонентов. А это является нарушением закона. Может быть, такие случаи и имеют место в среде производителей БАДов. Однако сложность доказательства этой ситуации очень высока. Дело в том, что вещества, влияющие на потенцию, — и синтетические, и растительные — структурно близки, а методы анализа, позволяющие их определять, чрезвычайно сложны. Растения для повышения потенции содержат не одно соединение, а десятки, и все они очень близки по структуре. Например, у женьшеня 18 групп действующих веществ — панаксозидов. Тогда как метод анализа лекарств и БАДов базируется на одном (!) стандартном панаксозиде. То есть, фактически анализ доказывает лишь наличие одного из панаксозидов в веществе — даже для женьшеня это не точка. А ведь помимо женьшеня могут быть еще солодка, у которой пара десятков панаксозидов, и эврикома. И чтобы отыскать в этой комбинации структурно близкие к растениям силденафил или тадалафил (синтетическое вещество), нужны не только стандартные образцы, но и сложная система очистки. Вывод: методика определения синтетического вещества в данной ситуации не может служить доказательством наличия этого вещества в растительном комплексе. Надо проводить целые научные исследования, позволяющие разделить синтетические и растительные вещества, — и этот процесс займет несколько месяцев! И это очень дорогостоящие исследования! В условиях обычной аналитической лаборатории, даже супероснащенной (а у нас таких немного), доказать наличие синтетического вещества в растительном комплексе невозможно. Поэтому когда я слышу о том, что сделали закупки и в каких-то добавках для повышения потенции нашли химическое вещество, это вызывает у меня только улыбку.

Дмитрий Дергачев не исключает, что отсутствие точной методики, позволяющей доказать наличие химического вещества в составе растительного БАДа для повышения потенции, играет на руку ряду производителей. По его мнению, это позволяет недобросовестным конкурентам вытеснять с отечественного рынка российских производителей биологически активных добавок.

В любом случае, для потребителя, как говорит доктор Лесиовская, более безвредны добавки с растительным компонентом — даже при условии, что в них есть химические вещества: «Когда синтетическое вещество соединяется с близкими по направленности действия растительными, потребитель всегда выигрывает. Это я вам говорю как фитотерапевт с сорокалетним стажем. Ведь растительные комплексы нивелируют побочные эффекты синтетических компонентов, поэтому безопасность таких средств гораздо выше. Так что проблема вообще не стоит выеденного яйца».

Тем временем Следственный комитет уже произвел контрольные закупки, произвел судебно-химическую экспертизу и, возможно, предпримет в рамках возбужденного дела еще ряд мер.

В чьих интересах ставятся такие препоны российским производителям? Это может быть предметом отдельного расследования, однако за него никто пока не взялся. «Нам очень хотелось бы побыстрее разобраться в ситуации, мы готовы предоставить для этого необходимую информацию, комментировать ход проверок. Подводя итог, можно сказать, что в наш адрес не поступало никаких уведомлений от Роспотребнадзора, уведомлений от депутатов, нет данных исследований препаратов на предмет заявляемого факта содержания тадалафила», — говорит тем временем Дергачев.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей