Покупатели бегут в «эконом» Низкий старт 2016 года по рублю и нефти после праздников отрезвил многих. По экономической логике за этим неизбежен новый виток тотального подорожания. А в перспективе — отложенный эффект от падения «деревянного». Однако растущие цены рано или поздно упираются в покупательную способность, которая, в свою очередь, тоже обваливается. Если приобретение дорогостоящего гаджета или стройку на даче можно отложить до лучших времен, то еда нужна ежедневно. Попробуем спрогнозировать, какими же будут цены на продовольствие. фото: Геннадий Черкасов «МК» уже писал о том, что в ноябре мало кто занимался предновогодней подготовкой. Люди попросту копили финансы, чтобы встретить Новый год по своим понятиям. Поэтому декабрь показал ожидаемый рост продаж в магазинах почти всех форматов в сравнении с предыдущим месяцем. Однако это лишь иллюзия благополучия. А вот если сопоставить декабрь 2015 года с декабрем 2014-го, картинка получится более правдоподобной, точнее, удручающей. По наблюдениям исследовательского холдинга «Ромир», в декабре 2015 года (по сравнению с тем же месяцем 2014-го) средний чек (цена одного похода в магазин) в целом по стране похудел на 4% и составил 643 рубля. То есть с учетом инфляции в 15,5% (в годовом выражении) предновогодние траты населения упали почти на 20%. Таким образом, наши новогодние расходы 2015 года оказались даже ниже показателей 2012-го. «Ромир» отмечает, что в течение прошлого года средний чек в гипермаркетах и супермаркетах оставался более-менее стабильным, а в декабре он рухнул на 7–8%. В дискаунтерах (магазинах низких цен) — наоборот, подрос на 5%. Так что торговые точки экономкласса в этом году расцветут пышным цветом. Напомним, что за 11 месяцев 2015 года оборот в продуктовой рознице сократился почти на 9%. Сейчас ритейл напоминает растревоженный улей. Происходит смена руководства в крупных торговых сетях. Задача одна — оперативно подстроиться под стремительно падающий спрос и при этом самим остаться на плаву. Западные игроки не выдерживают накала кризисных страстей и уходят с рынка. В результате этого рост цен начинает все-таки тормозить, несмотря на резкое падение рубля. Опрос, проведенный в конце декабря 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал следующее. Темп роста цен на основные продукты в конце года был заметно ниже, чем в начале. Если год назад о существенном росте цен на ряд товаров говорили более 50% респондентов, то сейчас их доля заметно снизилась. Стало больше тех, которые заметили в декабре лишь небольшое подорожание или даже ценовую стабилизацию. Скорее всего, этот тренд без резких скачков и будет преобладать в ближайшее время. Так, если перед Новым годом подорожали яйца, то в январе они опять успокоились на уровне 50–60 рублей за десяток. Или другой пример. В январе подорожали шампиньоны. Вместо декабрьских 250 рублей за 1 кг продаются теперь по 313, а у некоторых даже по 420. Ну и что? Воздержимся пока от грибов и подождем, пока они подешевеют или появятся со скидкой. Уже через месяц наступает новая череда праздников: День влюбленных, 23 февраля, Масленица, 8 Марта. Торговые сети наверняка подготовят широкие скидочные программы на сладости, яйца, подсолнечное масло, чистящие средства. Чтобы не попасть на псевдоскидку, необходимо уже сейчас зафиксировать для себя базовую цену на товар, который вы планируете купить дешевле. Большинство покупателей сейчас безразлично проходит мимо дорожающей овощной «несезонки»: свежих томатов, огурцов, кабачков, баклажанов по цене от 200 до 400 рублей за 1 кг. Не по карману такая дороговизна, да и проку в ней мало, можно обойтись. Но, скорее всего, подорожание в этом сегменте продолжится. Надо ведь как-то отбивать расходы на закупки. При этом 70% «зимних» томатов, то есть тех, которые продаются с конца октября по апрель, приходится на импорт. Огурцов мы ввозим 20%. Правда, «томатная» ситуация в обозримом будущем может измениться. По заверениям Национального союза производителей овощей, к следующей зиме страна подготовится получше. 150 га новых теплиц смогут заместить до 15% овощного импорта. Вместе с существующими 37% нашей обеспеченности получится более половины. С апреля–мая на прилавки магазинов начнет поступать все больше отечественных тепличных овощей, а ближе к лету появятся грунтовые. Соответственно, наступит дешевая пора. Осень определит цены на новый сезон. Благодаря рекордному урожаю 2015-го до сих пор борщевой набор стоит почти в два раза дешевле, чем год назад. Посмотрим, как сложится на этот раз.
|