Виной тому — рост акцизов на топливо и аппетиты нефтяников В России есть закономерность: даже если мировые цены на нефть падают, стоимость бензина растет. В ряде регионов в 2015 году прейскурант на АЗС вырос на 6,5%. Более всего топливо дорожало в декабре, когда стоимость нефти рухнула на 16%. Эксперты говорят, что к весне бензин скакнет еще на 2 рубля. Нефтяники во всем винят акцизы на топливо, которые с Нового года выросли на 2–4 тыс. рублей за тонну. Но топливные компании лукавят — они стараются переложить падение доходов от экспорта на население. фото: Наталия Губернаторова Цены на нефть сейчас приблизились к тем, которые были еще в 2004 году, — порядка $30 за баррель. И дна не видно. Западные эксперты прогнозируют падение вплоть до $20. Казалось бы, вслед за «черным золотом» должны дешеветь и продукты его переработки. Но нет, в прошлом году, когда нефтяные котировки снизились на 35%, цены на бензин выросли. Если в январе 2015 года литр популярного АИ-95 в и Московской области можно было купить за 32 рубля, то теперь на отдельных АЗС он стоит уже под 40 рублей. В ряде регионов, например в Прикамье, годовой рост стоимости топлива составил 6,5%. Нефтяники винят топливные акцизы. Повышая их, государство вынуждает компании повышать цены. Доля истины в этом есть. Действительно, например, ставка акциза на бензин 5-го класса (в таком классе может быть как АИ-92, так и АИ-98, в зависимости от качества переработки и экологических стандартов — содержания серы, железа, свинца и так далее) в 2015 году повысилась с 4,2 тыс. до 5,53 тыс. рублей. Тем не менее акциз на бензин 4-го класса (это те же самые АИ-92, АИ-95 и АИ-98, но менее экологической чистоты) в 2015 году сохранился. Но цены на горючее выросли и на 5-й класс, и на 4-й, хотя, особенно в регионах, где население повсеместно использует «железных коней» с десяти- и двадцатилетним стажем, большей популярностью является именно последний вид моторного топлива, поскольку он немного дешевле. Поэтому, судя по всему, нефтяники лукавят, сваливая всю вину исключительно на акцизы. В 2016 году у производителей будет больше причин возложить ответственность на государство. С этого года акциз для бензинов пятого класса будет стоить 7,53 тыс. рублей за тонну (рост — 2 тыс. рублей). Класс «Евро-4» дойдет до 10,5 тыс. рублей (рост на 3,2 тыс.). Эксперты предрекают, что к концу февраля цена АИ-92 и АИ-95 вырастет минимум на 2 рубля. Но вправе ли нефтекомпании, которым принадлежит львиная доля российских НПЗ, повышать топливные цены. Сколько бензина можно изготовить из барреля нефти? Если речь идет о прямой перегонке, то на выходе получается 40 литров. При изготовлении «Евро-5» можно получить до 125 литров. Если из барреля, который стоит $31 (2,37 тыс. рублей), можно получить 125 литров, то стоимость конечного продукта - 5 тыс. рублей. Неплохая маржа. По словам старшего аналитика Альпари Анны Бодровой, «акцизы будут повышаться и далее. Заплатит за это каждый из нас». В 2016 году, по мнению эксперта, стоимость бензина в вырастет как минимум на 3,7–4,5%. Это оптимистичный прогноз. При дальнейшем падении цен к декабрю мы увидим 50 рублей за литр АИ-95. Кого-то утешает, что в долларах цена на бензин падает, а 50 рублей — это пока 70 центов. Средняя цена бензина по всему миру составляет около доллара, а к примеру, в — около $2. Но для России эти 70 центов — беда, ведь зарплаты мы получаем в рублях. Цены на нефть падают, но считаются в валюте (внутренние рублевые цены на бензин пересчитываются в долларовом эквиваленте). Рост цен на топливо — удар по всем. Особенно пострадает сельское хозяйство, для которого горючее — самая затратная строка бюджета. Соответственно, подорожают продукты, и потребительский спрос снизится.
|