Не Наша Раша

 Не Наша Раша

Президентские помощнички — красавцы. Это ж надо было догадаться вставить в его прошлогоднее Послание фразочку “под Маршака”: “Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов”! Интересно, как отреагировали на эту либеральную тирадку в Германии, Италии, Норвегии? Или в Китае, где по итогам 2008 г. 19 госпредприятий вошли в топ-500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала Fortune? Наверняка пожали плечами: мол, что с этих русских невежд взять.

Так есть ли смысл в приватизации? Ответ прост: приватизация сегодняшней России не нужна, поскольку цели распродажи госактивов — улучшение инвестиционного климата, снижение дефицита федерального бюджета и развитие конкуренции — с ее помощью недостижимы. И потом, прежде чем продавать что-либо ненужное, для начала надо разобраться, почему федеральное имущество вдруг стало ненужным. Как говорится, с этого места поподробнее. И по пунктам.

Качество инвестиционного климата зависит не от присутствия государства в экономике, а от защиты прав собственности, от независимости судебной системы, снижения уровня коррупции и административных издержек. Вы можете обладать превосходной экономической политикой, но продажными судами, и тогда, согласно классическому уже исследованию Ф. Кифера и М. Ширли, темпы развития вашей экономики будут в два раза ниже по сравнению со странами, где ситуация обратная.

Бюджетный дефицит на поверку оказался фикцией. Федеральная казна в этом году уже четвертый месяц подряд закрывается с накопленным превышением доходов над расходами. В январе — апреле этого года федеральные доходы составили 3,3 трлн. рублей, расходы — 3,2 триллиона…

Как может повлиять на конкуренцию продажа всего-то 7,97% акций “РусГидро”, 7,58% акций Сбербанка или 4,11% акций “Федеральной сетевой компании единой энергетической системы”, если контрольные пакеты акций крупнейших российских госкомпаний остаются в собственности государства? Или продажа 25% минус 1 акция “Роснефти” снизит цены на бензин? Нынешнее государство не только не заинтересовано в реформе собственности, но, напротив, прилагает все усилия по консервации сложившегося порядка. Потому что само государство уже приватизировано.

Ну и ради чего тогда проводить приватизацию? Чтобы создать видимость кипучей деятельности министерши-”отличницы”?

В программе приватизации говорится, что “доходы от продажи федерального имущества в 2011–2013 годах могут составить с учетом рыночной конъюнктуры около 1 трлн. рублей”. Откуда он взялся, этот триллион? Не иначе как на основании лобового подсчета биржевых котировок (на 1 ноября 2010 г. совокупная стоимость предлагаемых к продаже пакетов акций, обращающихся на бирже, составляла 1183,8 млрд. рублей).

В то же время определить рыночную стоимость запланированных к продаже РЖД, “Совкомфлота” или Объединенной зерновой компании невозможно: их акции не торгуются. Да всего один пакет акций РЖД (25% минус 1 акция) принесет больше, чем весь рассчитанный на коленке навар! А ведь точная оценка приватизируемого имущества по Закону “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” является обязательной.

Росимущество, ответственное за приватизацию, — это вообще отдельная песня. Как может одно чиновничье ведомство контролировать текущее состояние 2950 АО с госучастием, при том что в 1757 АО доля государства составляет 100%? Не проще ли преобразовать Росимущество в государственную управляющую компанию, а задачами поставить — привлечение российских и иностранных негосударственных менеджеров, рост основных показателей предприятий, реализацию модернизационных преобразований, повышение налоговых и таможенных платежей?

“Спецы”, окопавшиеся в Росимуществе, глаголют, что их план по доходам на этот год установлен в размере целых 95,4 млрд. рублей… Стоп! Ведь только причитающиеся государству дивиденды “Газпрома” и “Роснефти”, при условии, что на них будет потрачено не более 25% чистой прибыли компаний, принесут в два раза больше! Выходит, остальные АО могут вообще не платить, но Росимущество все равно будет в шоколаде. Еще и премий с медальками себе навыписывает.

Вывод очевиден: программу приватизации на 2011–2013 гг. нужно отменять за ненадобностью и параллельно вносить в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” ряд новых условий. Иначе нынешняя приватизация станет очередным этапом расхищения остатков государства в стиле “лихих 90-х”. Суть изменений приватизационного законодательства представляется мне такой.

Во-первых, в приватизационных сделках должны принимать участие только те претенденты, в структуре собственности которых нет компаний офшорных юрисдикций. Тем самым мы отсечем от приватизации чиновников и прочих “хозяев жизни” с их коррупционными миллиардами и жаждущими “чем-нибудь порулить” содержанками.

Во-вторых, во избежание отмывания коррупционных доходов все приватизационные аукционы должны проходить под контролем ФСБ, Росфинмониторинга и других силовых ведомств. Если, конечно, там что-то слышали об экономической безопасности государства.

В-третьих, новые собственники не вправе менять профиль деятельности приватизированных предприятий, а имущество — отчуждать (распродавать) полностью или частично в течение трех лет после приватизации. Привет пройдохам-девелоперам, попилившим бывшие заводы и НИИ на конторки с барахолками.

В-четвертых, Росимущество (государственная управляющая компания) обязано публиковать результаты оценки стоимости федерального имущества, а также сведения об оценщиках и консалтинговых компаниях. Пусть позорится всенародно.

В-пятых, в случае сокращения трудовых коллективов собственники обязаны создать для высвобождающихся работников новые рабочие места, причем количество этих мест должно быть не меньше ликвидированных.

А если кому-то из “капитанов бизнеса” предложенные поправки не понравятся, пусть уматывают в свой Лондон и попробуют там на свои “трудовые доходы” хоть что-нибудь государственное приватизировать. Или у них нельзя, а у нас можно? Как же у вас все славненько, ребята!


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей