Глава комитета Госдумы предложила реформу по этому поводу пообещал ограничить рост тарифов ЖКХ в 2016 году на уровне 4%. Однако эксперты не исключают, что относительно скромное повышение коммунальных тарифов может быть с лихвой перекрыто ростом обязательных платежей за капремонт. Квартплата в четыре раза может опережать текущую инфляцию. Именно поэтому депутаты Госдумы предлагают в следующем году установить «потолок» для жилищно-коммунальных платежей, чтобы не дать возможность взносу за капремонт разрастаться как кому вздумается. фото: Геннадий Черкасов В этом году долги граждан за услуги ЖКХ уже превысили 1 трлн рублей. По мнению главы комитета по Галины Хованской, населению стало намного труднее оплачивать коммуналку после введения с 1 июля 2015 года взноса за капремонт. Финансовая нагрузка сильно различается по регионам: в е, где власть установила дифференцированный в зависимости от типа дома взнос от 2,6 до 3 рублей за квадратный метр, ситуация спокойная из-за разумной величины платежей. Никакого недовольства по поводу возросшего платежа не наблюдается. В среднем по стране приведение в порядок одного квадратного метра жилья обходится жильцам в 7 рублей ежемесячно. Тут-то, по мнению Хованской, и заложена мина замедленного действия. Ведь нет никакой гарантии, что в следующем году региональным властям не придет в голову подтянуть эту планку на уровень, скажем, соседнего региона, где платеж составляет 9 рублей. Тем не менее, депутаты предлагают ограничить не конкретные взносы за капремонт, а общий размер квартплаты. Галина Хованская объясняет почему именно так: «Общий платеж по ЖКХ состоит из двух частей. Одна часть – это плата за коммунальные услуги. Она регулируется законом, именно на эту часть устанавливаются предельные индексы – на 2016 год в размере 4%. Вторая часть платежа – за жилищные услуги. Это плата, которую собственники определяют на общем собрании жильцов. И только если такого решения нет, размер платежа «спускают» им местные власти. А вот на размер обязательного взноса на капремонт жильцы повлиять не могут – никаких ограничений в федеральном законе на этот счет нет». В такой ситуации, по ее мнению, надо корректировать общий платеж в части тех параметров, которые определяются чиновниками. «Хованская совершенно справедливо беспокоится о малообеспеченных слоях общества. Но не надо забывать, что все, связанное с капитальным ремонтом, определяется его рыночной стоимостью. Если мы ограничиваем взносы сверху, мы ставим под угрозу возможность в будущем провести качественный капитальный ремонт в доме», - замечает руководитель жилищного сектора Института экономики города Ирина Генцлер. Эксперт объясняет, что тот же Санкт-Петербург может себе позволить держать стоимость капремонта на низком уровне, поскольку в городском бюджете предусмотрено софинансирование этой статьи расходов. В Москве власти предоставляют субсидию на оплату услуг ЖКХ тем семьям, у которых расходы на коммунальные платежи составляют более 10% от совокупного дохода семьи. В других регионах этот стандарт находится на уровне 20-22%. «Следует подумать, как создать одинаковые условия социальной поддержки для всех россиян. Возможно, государству стоит начинать помогать гражданам как только их расходы на коммуналку в семейном бюджете превысят 15%», - резюмирует Генцлер.
|