Долговая отписка Можно ли верить обильным словам представителей Российского государства про величие державы, непременное исполнение всех взятых на себя социальных обязательств, импортозамещение всего-всего за три года или максимум лет за пять и т.д. и т.п.? фото: Геннадий Черкасов Каждый сам отвечает на этот вопрос. Но в поисках ответа вспомните, пожалуйста, одну историю... При обсуждении проекта бюджета на очередной год с неизбежностью смерти наступает неловкий для депутатов момент: они голосуют за то, чтобы еще год, два или три не выполнять принятый в 1999 году закон «О базовой стоимости необходимого социального набора». За мутным названием скрывается суровая реальность: речь идет о том, чтобы еще год, два или три не компенсировать полностью советские вклады в , советские ценные бумаги и страховки, катастрофически обесценившиеся в 1992 году. Неловкий момент наступал уже девять раз. Теперь десятый: действие закона приостановлено до 1 января 2017 года. В пояснительной записке к документу, принятому Госдумой в трех чтениях и отправленному в , напоминается, что еще первого созыва в 1995 году приняла другой закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ», в котором провозглашается, что гарантированные сбережения граждан являются внутренним долгом РФ. Долги ведь надо возвращать, правда? Тем же законом государство и пообещало все вернуть, исходя из «покупательной способности вложенных денежных средств на момент их вложения», для чего долг государства каждому конкретному гражданину должен быть переведен в т.н. «долговые рубли» — осовременен, так сказать. Но... чтобы перевести и осовременить, надо принять несколько других законов! Тот самый, про «базовую стоимость социального набора», который из года в год объявляется мертвым, — лишь один из них. Но приняты не все. До сих пор. К тому же... «Перевод сбережений в соответствии с этим законом (о базовой стоимости социального набора. — М.О.) обошелся бы федеральному бюджету примерно в половину валового внутреннего продукта Российской Федерации, а именно в 39,5 триллиона рублей», — объяснил депутатам замглавы Минфина Алексей Моисеев. «Решение трудное, но необходимое, потому что эту задачу (пересчет вкладов исходя из покупательной способности. — М.О.) сейчас решить нельзя!» — поддержал глава думского Комитета по финансовому рынку Николай Гончар («ЕР»). Цена вопроса — два с лишним бюджета страны на 2016 год, уточнил он. Что в итоге? От какой-никакой «как бы» компенсации государство не отказывается. Она идет начиная с 90-х годов, и на 2016 год заложено в бюджете 8 млрд рублей на то, чтобы компенсировать в трехкратном размере вклады гражданам, родившимся до 1945 года включительно, а в двукратном размере — тем, кто помоложе. Помножьте, к примеру, три советские тысячи на три — получите девять тысяч нынешних российских рублей... Но если на справедливую компенсацию нет денег «сейчас», как многозначительно сказал г-н Гончар, и не находилось даже в «тучные» (богатые на нефтедоллары) годы, неужели кто-то верит, что они найдутся когда-нибудь? Не надо считать всех политиков идиотами. Почему бы тогда честно не отменить тот самый закон 1995 года? Что вы, таких предложений никто не делает! Максимум что осмелился предложить с трибуны Госдумы г-н Моисеев — в следующем году отменить закон «О базовой стоимости...» раз и навсегда. Тогда, ясное дело, клятва 1995 года окончательно превратится в аналог «торжественного обещания пионера СССР»: да, давали, но механизма-то реализации нет! А на нет и суда нет! У государства в множество хитрых технологических трюков и законодательных фокусов, которые позволяют ему делать вид, что оно выполняет взятые на себя обязательства… Тем более если население готово государству безоговорочно верить. Или делать вид, что верит.
|