«МК» выяснил, как из Москвы уехать на Украину после запрета полетов российских авиакомпаний сильно осложнили жизнь тех, кто хочет быстро добраться до Киева. Но, когда появляются запреты, растет число тех, кто готов их нарушать. «МК» узнал, как сегодня можно перебраться через невидимую стену между Украиной и Россией, которая с каждым днем становится все выше и выше. фото: Наталия Губернаторова — Киев! Винница! Кишинев! ! Винница! ! — зазывалы возле Киевского вокзала с раннего утра не жалеют связок. О том, что оттуда ходят не только поезда, но и автобусы на Украину, мы узнали именно от них. У официальных перевозчиков об этой отправной точке либо не знают, либо не хотят делать рекламу, так скажем, неофициальному маршруту. Говорим, что позарез нужно в Киев, и идем вместе с одним из зазывал. — Сейчас на «Газели» доедем до «Мельницы», а потом пересядем в большой автобус с телевизором, — говорит он. «Газель» стоит в тихом переулке рядом с вокзалом. Не захочешь — не заметишь: машина ничем не примечательна, подмосковные госномера. Нет никаких табличек или надписей, что дорога до Киева начинается здесь. Подходим за пятнадцать минут до отправления — в салоне всего шесть человек. — «Мельница» — это в Подмосковье, ехать недолго, — поясняет водитель с молдавским акцентом. Из шести пассажиров украинкой оказалась только одна пожилая женщина — она едет домой, в маленький поселок под Винницей. — Поезд — это дорого. Для меня и автобус — дорого, но иначе не добраться вовсе, — жалуется мне женщина. — Приезжала к троюродной сестре повидаться… «Газель» трогается. Всю дорогу водитель переговаривается со знакомыми пассажирами — на молдавском языке. — Да вы не волнуйтесь, — успокаивает меня уже другая женщина, молдаванка, — доедете быстро в свой Киев, ночью уже там будем. Я с ними часто езжу, торгую здесь, в России, никогда проблем не было. «Мельница», как оказалось, — это бывшая автостанция на подъезде к Подольску, в здании которой теперь кафе. Недалеко стоит белый мини-автобус с молдавскими номерами. «Паспорт нужен российский, загранник, иначе не пустят, — говорит водитель. — Место до Кишинева стоит 3 500 рублей, до Киева — 3 000». Непонятно: к чему такие сложности? Зачем нужно ехать в область, пересаживаться на другой транспорт? — Думаю, что ответ прост: собирают людей из разных точек, — пояснил нам председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Ярослав Щербинин. — Наполняемость таких маршруток — 10–12 человек. Это однозначно нелегальные перевозки. Власти Москвы очень строго к этому относятся, но, видимо, ребята нашли лазейку в Подмосковье и возят людей туда. У каждого маршрута должна быть лицензия на проведение регулярных перевозок. Но даже если вы ее попросите, вам никто ничего не предоставит. При переезде через границу у водителя должен быть список пассажиров с паспортными данными, а у пассажира — билет, по сути — договор на перевозку. Впрочем, не все перевозчики так шифруются. Рядом с Дорогомиловским рынком мы обнаружили маршрутку с молдавскими номерами и табличкой «—Кишинев»… Чехарда с маршрутками вызывает большие подозрения, ведь из Москвы автобусы на ходят совершенно официально с трех автостанций: «Новоясеневской», «Теплого Стана» и у станции метро «Красногвардейская». …Утром на станции «Новоясеневская» многолюдно: автобусы с украинскими номерами прибывают и отправляются, люди носятся с чемоданами и большими сумками. В 10 часов отходит автобус до Тячева — небольшого городка в Закарпатье. Минут за сорок до отправления народ начинает загружать чемоданы и отмечаться у кондуктора. фото: Наталья Мущинкина — Автобус всегда ходит битком, — рассказывает мне мужчина на «мове», — у меня вчера мама сюда на нем ехала, ни одного свободного места не было. Мы на этом автобусе ездим уже два года — с тех пор как отменили поезда до нашего Ужгорода. А что делать, иначе не добраться. Говорите, самолеты отменили? Да мы про них никогда и не думали — слишком дорого. Очередь в автобус растет, люди все прибывают. В толпе в основном слышится украинская речь. Кондуктор отмечает всех по списку. К каждому чемодану, как в аэропорту, приклеивает бирку. К десяти часам утра в автобусе на 50 мест нет ни одного свободного. — В силу особенностей пропуска на границе едут в основном пассажиры, которые здесь работают, — поясняет начальник отдела перевозок автостанции «Новоясеневская» Тамара Анатольевна. — Условия пересечения границы меняют власти Украины. Для того чтобы россиянину пересечь сейчас границу, у него на руках должен быть оригинал приглашения принимающей стороны: родственники или друзья оформляют документы и пересылают их сюда. Если такового нет, мы разъясняем, что при пересечении границы могут возникнуть проблемы. И пассажир либо отказывается от поездки, либо продолжает ее на свой страх и риск. Мы же берем с него бумагу о том, что его предупредили. При этом в из Украины все едут спокойно, без особых проблем. Тамара Анатольевна отмечает, что пока, несмотря на отмену авиарейсов, сильных изменений пассажиропотока нет. «Самый массовый выезд сейчас — на юго-восток, — продолжает она. — На западную Украину — относительно немного, примерно восьмая часть пассажиров». Пару месяцев назад — после окончания боевых действий — сотрудники автостанции ждали интенсивного выезда из страны. Однако такого не произошло — люди остались в России: кто-то на подработку, а кто-то навсегда. В основном, поясняет моя собеседница, украинцы приезжают согласно миграционной «сезонности»: три месяца работают здесь, потом уезжают обратно. — Скоро Новый год, а в это время всегда много людей едут домой, — объясняют на автостанции. — Теперь же из-за отмены авиарейсов мы ждем просто массового наплыва. Будет пущено 20 дополнительных автобусов по всем направлениям. Сейчас пассажиропоток станции в день — 500 человек. С одной стороны, автобусы — относительно дешевый и популярный вид транспорта. Например, на рейсы до и Горловки билеты раскупают за несколько дней, и если в день поездки останется место — считай, повезло. Но, с другой стороны, двадцать часов пути в кресле выдержит не каждый. Поезда до Незалежной ходят с Киевского вокзала каждый день: по восемь-девять отправлений в сутки. Уходят в основном вечером, едут всю ночь и уже утром доставляют пассажиров к месту. Вечером, когда я приехала, на перроне было много людей: через час уходил поезд до Хмельницкого через Киев. Традиционные голубые вагоны с желтой полосой, на которых многие когда-то ездили к морю в . — Я еду на поезде впервые, — призналась мне пассажир Наталья, — всегда летала на самолете. Езжу сюда часто, по работе. Но самолетом, даже транзитом через Минск, например, мне дорого лететь до Киева. Тему подхватывает стоящий рядом мужчина: — Я работаю бригадиром на заводе, зарплату задерживают. Для меня даже этот поезд — дорого, беру дешевые билеты в плацкарт, про самолет вообще молчу… Еще утром на этот поезд были билеты. Вот и проводницы говорят, что свободных мест много: — Может быть полвагона пустых, может меньше. Пока поток не сильно изменился, но небольшое прибавление чувствуется. Едут и русские, и украинцы, но последних все же больше. По словам проводников, особых проблем у русских на границе нет — нотариально заверенное приглашение, о котором корреспонденту «МК» с жаром рассказывали на автостанции, не требуют, но если оно есть — лучше предъявить. Вообще ситуация с поездами в сторону Украины достаточно интересная. В какой-то момент стало казаться, что их просто нет, и сообщение нарушено. Однако на сайте РЖД мы видим расписание — 8–9 поездов в день. фото: Кирилл Искольдский — Посмотрите внимательнее, это все украинские и молдавские поезда, — пояснили нам в пресс-службе АО «Федеральная пассажирская компания». — На Украину, а точнее, в Кишинев транзитом через Киев, в данный момент ходит только один российский поезд — 065М. Еще в декабре прошлого года в связи с отсутствием пассажиров мы отменили все поезда, кроме этого. И пока мы не видим потока людей, поэтому причины увеличивать число поездов нет. Смотрим расписание за 30 октября: свободных мест полно, на ближайший поезд можно купить аж 35 в плацкарте. Из восьми поездов на этот день три принадлежат молдавской компании «Железная дорога Молдовы», четыре — украинской компании «Украинские железные дороги», и только один российский состав. В прошлом году того же числа из Москвы в «братскую республику» выехало 11 поездов: 3 молдавских, 4 украинских и 4 наших. Цены в целом остались теми же. «Внимание, внимание, объявляется посадка на рейс...» — кто-то не может путешествовать без этих слов. Но небо над Украиной пустым не будет, и пешком до Киева идти не придется. На место выбывших из игры российских авиакомпаний приходят новые со всех концов света. Жаль только, что это удивление почти всегда сопровождается разочарованием: не радуют новые рейсы ни временем, ни стоимостью. Если раньше перелет до Киева занимал полтора часа, а вместе с регистрацией — три, то теперь называют цифры от 6 часов. По данным одного из транспортных порталов, самый быстрый перелет до Киева на 30 октября составит 9 часов с пересадкой в Кишиневе. Задержаться в чужом аэропорте можно и до 21 часа — с пересадками в Вильнюсе и Риге. Но самой больной темой стала стоимость перевозок. Некоторым пассажирам теперь просто не по карману тратить средства на перелет, если за то же время и меньшую сумму можно сесть на поезд. — Я раньше летал до Киева за 6 тысяч, иногда удавалось за 4, — поясняем нам москвич Александр. — Теперь цены выросли в два, а то и в три раза. Не знаю что делать. Тем более, транзитные перелеты — это всегда головная боль. У меня не раз в таких случаях теряли чемодан или он улетал в другую страну. Еще это всегда беготня — между рейсами иногда по 40 минут, мне приходилось бегом бежать через весь аэропорт… Самыми дешевыми, по данным все того же сайта, являются рейсы молдавских авиалиний. — Молдавия в данной ситуации может неплохо заработать, — рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Александр Базыкин. — Она очень удобно расположена для транзита и на поезде, и на самолете. Я думаю, скоро будет глобальный передел по авиапотокам среди компаний. В любом случае, российская сторона не против вернуться назад, но только в случае отмены санкций со стороны Украины. Никаким иным путем наши компании не будут пытаться попасть в украинские аэропорты. Если финансы поют романсы настолько, что денег нет даже на автобус, то лучший выход — автостоп. Дорога, фонари, ночь… Романтика! И стоит такая романтика разве что только нервов — по традиции, за дорогу автостопщики не платят. — Я доехал от Москвы до Киева за 19 часов, — рассказывает автостопщик Александр Удиков. — Можно ехать очень долго — смотря как повезет с машинами. Конечно, нужно понимать, что скорее всего вы застрянете на границе. Я ездил до начала конфликта — и уже тогда меня спрашивали, где остановлюсь, какой будет адрес… А второй раз я ехал уже на румынской фуре с молдавским водителем. Он пересек границу быстро — правда, не уверен, что его способ был совсем законным. Александр рассказал, что ему повезло: оба раза его довозили до Киева или от самой границы, или вообще от Калужской области в настоящем доме на колесах. Но так может быть не всегда: — Я сменил один раз 4 машины, один раз 8 — и это дикая удача (но если повезет, можно добраться и на одной). Сейчас, скорее всего, машин меньше — и времени на «таксование» потратите больше. Мне тяжелее всего было ехать по Калужской области: однажды я застрял там надолго. Несмотря на доброту водителей, наш собеседник советует все-таки брать с собой деньги — хотя бы пару тысяч рублей. «Сейчас в дорожных отелях за пару сотен рублей можно принять душ, — поясняет он, — плюс нужны деньги на питание. Водители иногда подкармливают автостопщиков, но становиться нахлебниками не стоит. А вообще я советую сейчас не ездить на Украину таким способом — можно нарваться на неприятные приключения как на границе, так и уже в стране». СКОЛЬКО СТОИТ ДОБРАТЬСЯ ДО КИЕВА (приведены минимальные цены) Способ Стоимость (до Киева), руб. Время в пути, час. Самолет 12400 11 Поезд 3000 13 Автобус 3200 16,5 Нелегальная маршрутка 3000 16 Автостоп 2000 19
|