Газопровод с Ямала обойдется почти в 1 трлн рублей, а с Сахалина - примерно в 0,5 трлн рублей. «Газпром» опубликовал эти цифры, выполняя постановление правительства от октября 2010 года «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий…», пишут «Ведомости». Напомним, что эксперты много раз критиковали «Газпром» за дороговизну строительства объектов. Но до сих пор информация об их стоимости была крайне скудной. Три месяца назад корпорация уверяла инвесторов, что ее затраты на строительство трубопроводов сопоставимы с западноевропейскими и американскими проектами. Так, средняя стоимость германского газопровода NEL - 98,1 млн рублей/км, OPAL - 93,9 млн, указывал концерн. Однако после публикации выяснилось, что стоимость отдельных проектов «Газпрома» поражает воображение. Самой дорогой стройкой стала система газопроводов с полуострова Ямал «Бованенково - Ухта», которая стоит 989,8 млрд рублей в ценах 2008 года. В этой сумме учтены девять компрессорных станций. Общая протяженность системы - 2212,1 км. Средняя стоимость 1 км получается почти 447,5 млн рублей. (18 млн долларов). По заявлениям менеджеров «Газпрома», почти все технологии, применяемые в вечной мерзлоте Ямала, уникальны: подводный переход через Байдарацкую губу (частые штормы и промерзание до дна в зимний период), высокопрочные трубы, способные выдержать давление до 120 атмосфер (предел советских газопроводов - 75 атмосфер), специальные методы сварки и теплоизоляции. Ямальская смета «Газпрома» сопоставима с проектами на Аляске, сказал изданию представитель East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Там она составляет порядка 12 млн долларов за км. Впрочем, непонятно, нужна ли сама система «Бованенково - Ухта», отмечает Корчемкин. Ведь до 2006-го «Газпром» считал основным вариантом доставки ямальского газа на большую землю строительство трубы от Бованенково к Ямбургу до действующей системы газопроводов. А они, по мнению Корчемкина, вполне способны доставить потребителям те же объемы ямальского газа, но такой проект обошелся бы в 5-6 раз дешевле. Еще один проект корпорации, который может побить рекорды по стоимости, - это газопровод «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Он стоит 467 млрд рублей, сроки строительства - 2009-2020 годы, первая очередь должна запуститься в 2011-м к саммиту АТЭС. А стоимость 1 км выйдет около 254 млн рублей, или 8,7 млн долларов. Представитель «Газпрома» объясняет это сложными геолого-географическими условиями строительства, высокой сейсмичностью и тем, что предприятия - поставщики оборудования находятся далеко. Нужен ли этот проект, тоже можно поспорить, считает Корчемкин. Вполне возможно, что дешевле импортировать газ из Австралии, построив терминал для его приема во Владивостоке. Вероятно, масштабные проекты нужны, чтобы дать заработать поставщикам и подрядчикам «Газпрома», констатирует эксперт. |