Президент услышал главу «Роснефти» Сечина , устанавливающих тарифы на перевалку грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов, в долларах. Главным критиком такой системы выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин, который неоднократно сетовал на то, что после девальвации рубля стоимость портовых услуг возросла почти в два раза. фото: Наталия Губернаторова Игорь Сечин На заседании президентской комиссии по развитию топливно-энергетического комплекса заявил буквально следующее: «Хотел бы затронуть еще один принципиально важный вопрос как для развития ТЭК, так и для экономики в целом. Речь идет о прекращении, наконец, практики использования иностранной валюты во внутренних расчетах. У нас же, Антон Германович (министр финансов Силуанов — «МК»), законом запрещены расчеты в валюте? А что на практике происходит? Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах: Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и другие — или напрямую устанавливаются в долларах США, либо номинируются в долларах в системе онлайн, практически в режиме реального времени. Это, конечно, недопустимо, это прямо противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, куда контролирующие органы смотрят». То, что в морских портах цены на услуги номинированы в долларах, не новость. Это касается не только наливных грузов, вроде нефти, но и контейнеров, леса, железной руды, удобрений, зерна и т. д. Вот, например, прейскурант на погрузочные-разгрузочные работы, а также хранение грузов Новороссийского морского порта. Погрузка кранами зерна – $9,46 за тонну, его хранение на крытом складе до 20 дней – $0,004 за тонну в сутки. Услуги по перевалке автомобилей, хранение скоропортящихся продуктов на холодильном складе стоят в разы дороже. «Номинирование цен в долларах за услуги морских портов – это историческая практика. – заявил «МК» представитель Новороссийского порта на условиях анонимности. – Еще в конце нулевых Федеральная служба по тарифам (сейчас объединена с Федеральной антимонопольной службой – «МК») официально своим приказами утверждала соответствующие тарифы в долларах США. А Минюст эти документы утверждал. До последнего времени это всех устраивало. При этом сами расчеты за услуги по перевалке всегда осуществлялись исключительно в рублях. Недовольные появились после того, как рубль девальвировался, а портовые услуги подскочили в стоимости почти в два раза. На это обращал внимание глава «Роснефти» . Не исключено, что именно он рассказал президенту об этой проблеме». Директор фонда Энергетического развития Сергей Пикин заметил в разговоре с корреспондентом «МК», что морские порты ориентированы на бизнес, занимающийся в основном экспортно-импортными операциями. Портовики по старинке ставят ценники в у.е., чтобы лишний раз не заниматься перерасчетом. «Ведь даже экспортную пошлину таможенники пересматривают каждый месяц исходя из долларовой стоимости нефти и газа, умноженной на курс рубля. – продолжает Сергей Пикин. – От этого никуда не денешься. Однако, очевидно, что после замечания президента порты перейдут на рублевые цены». Кстати, в конце прошлого года в в массовом порядке стали появляться цены в «у.е.». Своеобразный привет из «лихих 90-х», когда оплата производилась по курсу ЦБ на день покупки. Делалось это для удобства продавцов: иначе ценники пришлось бы постоянно переписывать. Рубль в декабре 2014 года так быстро дешевел, что продавцы вспомнили «хорошо забытое старое». В первую очередь «новшество» коснулось долгоиграющих товаров: автомобилей, бытовой техники, мебели. Впрочем, пресловутые у.е. были замечены не только в интернет-магазинах и рыночных павильончиках, но и в торговых сетях с солидной репутацией, расположенных в мегаполисах. Большинство из них указывали, что такие цены не являются публичной офертой. Однако после разъяснений Роспотребнадзора о незаконности таких ценников (это нарушает Гражданский кодекс и закон «О защите прав потребителей»), такая практика быстро сошла на нет.
|