Но социально незащищенные не станут есть больше получила от правительства проект бюджета на 2016 год. Этот документ существенно отличается от предыдущих. Его представили почти на месяц позже, чем это было год назад, и более того — на два месяца позже, чем обязывает Бюджетный кодекс. Дефицит казны достиг 3% ВВП, а это целых 2,36 трлн рублей, чего ранее не было. Бюджета-2016 явно на всех не хватит. Доходная часть неуклонно падает из-за кризиса, а расходы, как подчеркнул в разговоре с «МК» председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, не имеют права сокращаться. фото: Алексей Меринов юджетному кодексу проект главного финансового документа страны должен направляться в не позднее 26 августа. Эта схема не была поколеблена даже мировым финансовым кризисом 2008–2009 годов. Однако в связи с новым кризисом добилось от парламента права перенести внесение проекта бюджета с августа на 1 октября. Но и эта дата в нынешнем году не выдержана. Ситуация с разработкой и принятием бюджета на 2016 год резко обострилась. Сказываются два внешних и один внутренний фактор: падение цен на нефть, санкции Запада в области внешних заимствований, а также дополнительные расходы на социальные нужды . Впрочем, не так все страшно. Рубль зацепился на уровне 62–64 за доллар, а нефть теперь уже не планирует падать ниже $48 за баррель. Эта не самая плохая макроэкономическая ситуация может оказаться «добрым доктором» для бюджета-2016. Начнем с основных показателей. По данным главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, в проект бюджета-2016 заложены следующие прогнозы: Доходы составят 13,738 трлн рублей. Расходы — 16,098,7 трлн рублей. Итого дефицит — 2,367,2 трлн рублей, или 3% ВВП. Как признался Макаров, ВВП падает стремительно: всего от будущего года ждут размер внутреннего валового продукта в 78,763 трлн рублей. Но ожидания ожиданиями, а годом ранее было 83,208 трлн, вместо которых мы получили не более 74 трлн. Макаров заявил, что возглавляемый им комитет предложит Совету Думы рассмотреть проект бюджета-2016 в ускоренном режиме. По его словам, комитет планирует вынести его на рассмотрение в первом чтении 13 ноября. Второе чтение предлагается провести 2 декабря. Макаров отметил, что фракция «Единая » поддержит проект бюджета при выполнении ряда условий: расходы на сельское хозяйство и социальные нужды не должны быть «обрезаны». Ясно, что не будут уменьшаться и военные расходы. Особенность этого года — бюджет принимается после драматичной мартовской корректировки аналогичного документа на 2015 год, когда он был подвергнут жесткому кризисному секвестру: из-за снижения прогнозной цены нефти со $100 до $50 за баррель. Тогда расходную часть пришлось урезать сразу на 2,5 трлн руб. Сейчас ошибки планируется учесть и катастрофических «обрезаний» не проводить. А поскольку дальнейшего обрушения макропоказателей сейчас не происходит, у властей появился шанс немного отыграть назад. Министр финансов доложил депутатам о достижении нового равновесного состояния платежного баланса, о снижении инфляции и оттока капитала. «Это дает возможность говорить, что экономика сейчас стабилизируется, и мы сможем увидеть позитивную динамику», — порадовал министр. Представленные им поправки даже увеличивают доходы бюджета, что дает возможность полагать: бюджетный дефицит в 3% ВВП — это худший сценарий, но и он будет исправлен за счет накоплений Резервного фонда. Бюджет-2016 отличается от документа на 2015 год и тем, что он однолетний и не учитывает бюджетное правило, по которому предел расходов определяется исходя из средней цены на углеводороды за предыдущие три года, в результате чего все избыточные доходы от роста цен на нефть немедленно отправятся в бюджет.
|