«Плохие долги»— не панацея от кризиса Закон «О деятельности по взысканию задолженности» не защитит население от агрессивных коллекторов. По крайней мере, в существующем сейчас варианте. К такому выводу пришли эксперты на «круглом столе», который прошел 8 октября в . По их словам, документ требует доработки. Из законопроекта остается неясным, кто будет регулировать действия взыскателей и как должнику доказать, что его права нарушаются. Впрочем, факт налицо — рынок требует наведения порядка. Существуют претензии и к самим коллекторам, которые зачастую выбивают долги не законными способами, а просто эффектными, но запугивающими мерами. Надзор за ними может быть осуществлен только за счет лицензирования их деятельности и строгого контроля со стороны ЦБ. фото: Геннадий Черкасов Платежная дисциплинированность среди населения ухудшается с каждым днем. С начала этого года просроченная задолженность по кредитам выросла более чем на четверть. На 1 сентября она достигла 849,3 млрд рублей. Как правило, потеряв надежду вернуть средства, банки перепродают «просрочку» коллекторским агентствам. Так, за январь-сентябрь 2015 года кредитные организации выставили на продажу «плохих» розничных долгов на сумму 390 млрд рублей. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 230 млрд рублей. Однако, как показывает практика, некоторые из коллекторов с должниками не церемонятся. Порой доходит даже до применения физической силы. По данным , только за полгода поступило 22 тысячи жалоб от граждан на неправомерные действия со стороны так называемых «организаций-вышибал». Более того, около месяца назад МВД начало массовые внеплановые проверки коллекторских агентств. Ведомство проверяет, не нарушают ли такие компании закон «О персональных данных». В I полугодии количество жалоб на коллекторов увеличилось вдвое до 3 тыс заявлений. Одна из проблем — идентификация заемщика по голосу во время телефонного разговора. Во время разговора якобы с должником, сотрудник call-центра коллекторского агентства сообщает размер долга, имя и фамилию, банк, в котором взят кредит. Но быть уверенным, что разговор действительно происходит с реальным заемщиком, невозможно. Исправить эту и другие ситуации должен закон «О деятельности по взысканию задолженности». Проект документа был выставлен на публичное обсуждение в середине сентября и ориентировочно должен поступить на рассмотрение депутатов в весеннюю сессию. Автором его выступает . Ведомство предлагает ограничить круг лиц, имеющих право осуществлять деятельность по взысканию. По словам замдиректора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Михаила Бештоева, это должны быть либо кредитор, либо профессиональный коллектор. Впрочем, определение последнего вызывает много вопросов. Так, согласно законопроекту, профессиональным взыскателем считается юридическое лицо, специализирующееся на взыскании задолженности, сведения о котором внесены в государственный реестр. «Получается, что любая организация, которая будет внесена в госреестр, имеет право требовать у заемщика вернуть средства», — критикует начальник управления защиты прав потребителей Олег Прусаков. Документ запрещает применение физической силы, угроз, порчу имущества должника, использование выражений и действий, унижающих честь и достоинство гражданина. Согласно законопроекту, взыскателю возбраняется «взаимодействовать с несовершеннолетними и лицами с ограниченной дееспособностью». Документ ограничивает время коллекторских звонков. Звонить коллекторы смогут только один раз в сутки и только с 8:00 и до 22:00 часов. В праздники — только с 9 утра и до 8 вечера. При этом взыскатель обязан вести аудио и видео запись своего разговора с заемщиком. Однако, как справедливо отмечают эксперты, где гарантии, что коллекторы будут соблюдать это правило? Кроме того, в документе не прописано, кто будет в конечном итоге регулировать деятельность взыскателей. В качестве надсмотрщиков предлагаются ЦБ, Минфин, а также Минэкономразвития. Но они пока не готовы взять на себя эту функцию. Несмотря на разногласия, эксперты единогласно уверены: обуздать агрессивных коллекторов необходимо в срочном порядке. Дело в том, что по неофициальным данным, сейчас насчитывается около 1,5 тыс организаций-«вышибал» и только 30 добросовестных сборщиков долгов. Участники круглого стола понимают, что в нынешнем виде законопроект «О деятельности по взысканию задолженности» сыроват и требует доработки. Из документа непонятно, какие санкции грозят коллекторам за его нарушение. Телефонный звонок среди ночи не может считаться уголовным или административным нарушением. Сам заемщик не будет в силах доказать, что ему звонили именно из коллекторского агентства, а не со стороны. А если звонок был сделан со стороны, то почему закрытая информация о кредите была сдана в «третьи руки». Как полагают эксперты, из нынешней редакции законопроекта устранить эти нарушения, равно как и установить соответствующие наказания, невозможно. Каждый случай должен рассматриваться отдельно, хотя определенные действия коллекторов должны быть каталогизированы и законодательно отмечены. Коллекторское агентство — структура, чьим бизнесом является оказание платных услуг по взысканию просроченной задолженности, а также скупка «долговых портфелей». Ни одно коллекторское агентство не обладает правами прокуратуры или судебной инстанции. Это — не субъекты банковской деятельности. Они не имеют лицензии и не могут заменить банк в качестве кредитора. Коллекторы должны быть отданы отданы под контроль ЦБ, как это сейчас происходит с банками, микрофинансовыми организациями, страховыми компаниями и негосударственными . И претензии к ним должны быть соответствующими. Вплоть, до лишения лицензий. Например, в конце сентября один из коллекторов поджог детскую коляску, принадлежащую жительнице Санкт-Петербурга. Его целью стало запугивание граждан, не выплативших кредит». Но злоумышленник ошибся и уничтожив имущество, не принадлежащее должнику. Суд заключил коллектора под стражу. Но должно пострадать и само коллекторскоое агентство. Эксперты считают, что работа коллекторов должна быть строго регламентирована, лицензирована и соответствовать букве закона. Наказание на нарушения должны проводиться в законодательном порядке и поджигание детских колясок или другие уголовные нарушения должны быть наказаны строго в судебном порядке. Остается надеяться, что в доработанном виде законопроект будет учитывать как права заемщиков, так и обязанности коллекторов.
|