Что может получить и потерять Россия в результате появления под крылом США крупнейшего в мире торгового блока США достигли договоренности о создании тихоокеанского торгового блока с 11 странами мира. Это — крупнейший в мире торговый союз, в него войдут Япония, Новая Зеландия, Вьетнам, Канада, Австралия, Малайзия, Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексика. Не все из этих стран имеют отношение к Тихому океану, но суммарно на них приходится 40% мировой торговли. Обсуждение этого договора началось еще при президенте Буше-младшем, а Обама еще в ходе первой избирательной кампании провозгласил своей целью довести дело до конца. Зачем Америке создавать альтернативу ВТО, как создание нового союза отразится на нефтяных ценах и интересах России? Об этом «МК» спросил у политолога и экономиста. фото: Александр Астафьев Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы: - Я думаю, что в первую очередь создание этого союза направлено против Китая. Американцы продвигают стратегию военного и экономического блокирования Китая. Россия в этом смысле для них вторична, хотя появление двух больших партнерств: Тихоокеанского, договор о котором уже подписан, и Трансатлантического, которое проходит через стадию рождения, создаст большие проблемы и для . Это будет противоречить нашим проектам большой Европы большой Евразии. По сути дела получаются, что два торговых союза вокруг США, которые включат в себя уже 75% мировой торговли, выкинут Россию в число остальных 25%. У них будет своя стандартизация, свои технические регламенты, в которые нас не впишут. - А зачем создавать второе, альтернативное ВТО? - Если все у США получится, то их организация будет более влиятельной, чем ВТО. Потому что нормы ВТО не выполняются. Об этом говорил и Путин, выступая на Генассамблее ООН: нас тянули в эту организацию, мы вступили, а теперь на нас накладываются санкции, которые противоречат правилам ВТО. - Можно ли создание Тихоокенского союза трактовать, как ответ США на растущую активность действий России в мире? Максим МЕДВЕДКОВ, директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития: - Переговоры США и их партнеров о Тихоокеанском союзе начались еще в 2005 году, поэтому с современной активностью России на мировой арене это никак не связано. Чтобы понять, что Россия получит хорошего и плохого от торгового союза вокруг США — нужно понять: что у них получилось. Договор еще не ратифицирован парламентами, его текст не опубликован и мы не очень хорошо понимаем, о чем они там договорились. Понятно только, что это - амбициозное соглашение. - Может Россия ответить на их торговый союз созданием своих союзов? - Я не уверен, что нам сейчас нужны такие ответы. Перед страной поставлена задача импортозамещения. Мы сейчас должны развивать свое производство, а если так, то входить в какие-то союзы, которые облегчат проникновение иностранных товаров к нам, совсем не обязательно. Нам сейчас нужна защита своего производителя. - Может ли создание Тихоокеанского блока повлиять на цены на нефть? - Обязательно напишите, что я не комментирую документ, которого не читал. С этой оговоркой можно теоретически предположить: классическая зона свободной торговли практически всегда расширяет торговлю, а значит — и производство. А расширение производства — это рост потребления сырья. А значит — и рост цен на углеводороды. - То есть в теории мы можем говорить о том, что Обама создает союз, который повысит цены на нефть и Россия от этого выиграет? - Не хотел бы делать таких смелых заявлений. Он не для этого создает Тихоокеанский торговый блок. Но то, что в результате его создания через какое-то время общий рост цен на сырье возникнет — это практически факт. - Если цель не в росте потребления сырья, то зачем США создавать вторую ВТО? - Для США ВТО стала обузой, они разочарованы этой организацией. Создан очень неповортливый переговорный механизм, в котором действует принцип консенсуса: то есть свое согласие на каждое решение должна дать каждая из более, чем 160 стран. Договориться о смене правил игры становится невозможно. И США ищут другие возможности создания условий для своей внешнеэкономической деятельности, пытаясь создать два новых региональных блока.
|