От запретов полета над Украиной страдают не политики, а простые люди фото: Михаил Ковалев Все уже знают, что с 25 октября между и Москвой не будут летать самолеты. Киевская сторона запретила полеты на Украину чуть ли не всем российским авиакомпаниям, а в ответ запретила украинские самолеты. И, конечно, тут же поднялся плач великий и скрежет зубовный от тех, кто имеет родственников в обеих странах, кто ездит по бизнесу, кто просто хочет пройтись по Крещатику или по Тверской с целью увидеть столицу соседнего государства. Все кричат: мы погибли! Теперь полететь можно будет только через Белоруссию и Прибалтику, либо через Грузию, а это дорого, да и полет, как ни крути, будет занимать не час с небольшим, а часов пять, в лучшем случае. Однако стоит поберечь зубы и кое-что вспомнить. К примеру, что в мире множество авиакомпаний. А еще можно вспомнить, что вы не раз садились на транзитный рейс. Ну, к примеру, летит сегодня турецкий самолет по маршруту Стамбул–Москва. А завтра почему-то у него уже другой маршрут — Стамбул–Киев. Только с посадкой в Москве, где можно сесть в него, как на прямой рейс до Киева. И наоборот так же: Киев–Стамбул, с посадкой в Москве. А вот еще вариант: Киев–Москва, только какой-то чешской компании, или польской, а может, латвийской. То есть без крепкого регулярного сообщения между столицами мы не останемся. И цены не прыгнут, поверьте. Зарубежные авиакомпании будут рубашки рвать, чтобы получить тех, кто остался безлошадным. А до 25-го еще почти месяц, так что все успеют со всеми договориться. Конечно, все вспоминают Грузию 2008 года, и ищут параллели с той самолетной блокадой. Однако отличий тут больше, чем сходств. Тогда, сразу после той войны, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, и авиасообщение пришлось начинать как бы с начала. В конце концов самолеты полетели, но назывались они чартерами, межгосударственного соглашения не было, поэтому билеты были и остаются дорогими. Здесь же, несмотря на все напряжение, дипотношения никто не разрывал. В общем, первый слой проблемы — добраться от одной столицы до другой, я уверен, будет успешно преодолен. Конечно, украинские и российские авиакомпании потеряют деньги, но… Второй слой этой проблемы посложнее. Его можно сформулировать так: а нужна ли была эта авиаблокада? Тут, скажем честно, мнение украинцев разделилось. Половина, которая не летает, призывает блокировать где только можно. Есть часть, которая просто недовольна: это те, кто регулярно летает, — их не много, но и не мало. А есть значительная часть, которой, в общем, все равно, но она задает вопросы. Ну, к примеру, почему российские компании начали банить только сейчас. Если исходить из фразы украинского премьера Яценюка, что «российскому триколору не место на », то вопрос: а почему до сегодняшнего дня «было место», ведь Крым отняли уже давно, да и конфликту на уже год. Почему ждали этот год? Тут, конечно, расцвели самые отчаянные версии: к примеру, многие заметили, что вначале крымские татары стали блокировать , и сразу же началась история с самолетами. То есть кажется, что Украина начинает какую-то спецоперацию, возможно даже военную. Но встречи контактной группы по Донбассу и беседы Порошенко в Нью-Йорке с Обамой однозначно демонстрируют, что поддержка Киева со стороны Запада будет только при неукоснительном выполнении Минских договоренностей. Есть и третий слой для критиков запрета полетов: а кого наказывает Киев этой блокадой? Именно Киев, ибо он ее инициатор. Путина и Медведева? Но они в Киев не летают. Российскую армию? Но она все получит и так, своей военной авиацией. Да и не в Киеве она, эта Российская армия, а в Крыму. И получается, что наказаны обычные граждане — те, кто вообще ни при чем. Для них вершится наказание без преступления. И если говорить о том, что в перспективе залечиванию ран от этой глупой войны могут помочь контакты между народами, то получается, что Киев намеренно препятствует этим контактам. Но ведь это глупо — должны же россияне, обожающие гостелеканалы, удостовериться, что «укрофашисты» не едят русскоговорящих прямо на улицах, что не распинают детей, а тяжело работают, воспитывают детей или сидят в кафешках за вкусным кофе. Но, уже приготовившись осудить киевские власти за глупость и близорукость, мы неожиданно сталкиваемся с четвертым слоем этой проблемы, и он называется «цуцванг». Помните это шахматное слово? Оно означает, что, какой ход ни делай, один будет хуже второго. Так вот, цуцванг в истории с самолетами в том, что Украина еще давно предупредила Россию и прочие страны, что все авиакомпании, которые будут летать в Крым, будут забанены. И вроде бы поначалу Россия помнила об этом: были созданы какие-то лоукостеры «Победа», «Добролет»; в Крым стала летать ни на что не претендующая «Чечен-авиа». Но потом, видимо, в Кремле сказали друг другу: «Слушайте, а чего мы боимся. Велика потеря, эта Украина. Крым-то он наш! Вопрос с повестки дня снят». И полетели все! Все, кому запретили теперь летать на Украину, потому что, простите, это Кремль считает, что «вопрос снят», а для Украины этот вопрос в повестке дня центральный. Киев просто не мог поступить иначе, и запрет летать на Украину — это только начало. Сейчас Украины, видимо, начнет требовать, чтобы к блокаде этих авиакомпаний присоединилась и Европа, ибо запрет летать в Крым — он международный, общеевропейский. Так что еще большой вопрос, не придется ли остановить полеты российских авиакомпаний в Европу вообще. Тут, собственно, «разбор запрещенных полетов» можно было бы и закончить, однако во всей этой истории есть еще один слой — пятый. Он тонкий, еле видимый, почти не ощутимый, но главный. Называется он — «многовековая дружба между украинским и российским народами». Там еще много чего внутри этого понятия. Есть общая религия. Есть общая борьба с фашизмом. Есть общие российско-украинские семьи, а есть, наоборот, родственники, проклявшие друг друга из-за телевизора, льющего ложь про Украину. Есть память об общем отдыхе в Крыму, романтические поездки в Москву на какой-то фестиваль или в Киев за «Киевскими» тортами. Совместная история двух народов нарабатывалась веками, но была предана за пару дней. Я не хочу называть виновных — как законопослушный гражданин я чту Закон и надеюсь на него. Я верю, что международный суд когда-то определит вину каждого, кто разделил народы на долгие десятилетия, если не века, ведь исторические ошибки — это шрамы, которые на века. А как показывает опыт Грузии, достаточно одного десятилетия, чтобы подрастающая молодежь забыла о «главном друге», принялась изучать английский, выкинула Россию из своей головы и дорогу в Москву из своих целей. Случится ли так с Украиной? Очень может быть. Запад к Киеву значительно ближе, чем Тбилиси. В любом случае, от действий лидеров сейчас страдает простой народ. Который наказан. Без преступления.
|