Три ведущих эксперта дали прогноз по рублю и нефти фото

Три ведущих эксперта дали прогноз по рублю и нефти фото

Как спасти деньги в кризис?

Российская экономика все глубже и глубже погружается в омут безнадежности и безысходности. Так, например, 24 августа цена «черного золота» опустилась до $42,54 за баррель, а спустя семь дней подскочила почти до $53 за «бочку». А в начале сентября нефть вновь подешевела до $50. Традиционно вслед за ней штормит и «деревянный». К чему готовиться рядовым потребителям в ближайшие полгода и стоит ли уже сейчас прикупить валюту на будущий год, «МК» спросил у ведущих экспертов.

фото: Геннадий Черкасов

— Что будет с ценами на нефть, курсом рубля, уровнем инфляции к концу 2015 года?

Игорь Николаев, доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики: — К концу этого года цена нефти марки Brent достигнет отметки в $30–40 за баррель. Безусловно, этот фактор окажет влияние на российскую валюту. Так, доллар будет стоить 75–80 рублей, а евро — 85 рублей. Не добавляет оптимизма также разогнавшаяся инфляция. Рост цен составит 18%, а российский ВВП упадет не менее чем на 4%.

Три ведущих эксперта дали прогноз по рублю и нефти фото

Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления: — В настоящее время предсказать, что будет с ценой нефти, очень трудно. На второй план ушло формирование стоимости черного золота под влиянием спроса и предложения. Сейчас играют прежде всего политические факторы. Это и снятие санкций с Ирана, противоречивые сведения о перспективах добычи сланцевой нефти в США, а также поиски новых месторождений.

Другими словами, прогнозы по стоимости нефти даже по мнению узких специалистов-нефтяников занятие мало благодарное, поскольку в высокой степени зависят от политических факторов, а не только экономических.

Большинство аналитиков ожидают падение спроса на черное золото вследствие замедления темпов экономического роста в при одновременном увеличении поставок из Ирана в случае отмены санкций, что весьма вероятно. Такая разбалансировка спроса и предложения должна оказать понижательное давление на цены. Тем не менее в резком удешевлении нефти не заинтересован практически никто из влиятельных игроков этого рынка. Поэтому с известной долей уверенности можно говорить о поддержке цены на компромиссном уровне в диапазоне 45–50 долл. за баррель. Курс рубля, конечно, зависит от нефти, но все-таки опосредованно. Представляется, что российская валюта уже среагировала на удешевление нефти.

Что же касается нынешней ситуации на валютном рынке, то тут не исключаю наличия целенаправленных скоординированных действий валютных спекулянтов.

К сожалению, удешевление национальной валюты включило фактор импортируемой инфляции, которая после летнего затишья вернется на средние уровни текущего года и к его завершению составит при самом оптимистичном взгляде на вещи 15–17%.

Показатели ВВП нынешнего года складываются из компонентов, имеющих разнонаправленную динамику. По большинству отраслей регистрируется замедление темпов вплоть до отрицательных значений. Вместе с тем есть явные признаки оживления сельского хозяйства и некоторых производств в рамках оборонного комплекса. Причем эти процессы постепенно набирают скорость. Тем не менее о масштабной структурной перестройке говорить пока сложно, а успехи на отдельных направлениях тонут в общей малооптимистичной статистике. Таким образом, наиболее вероятно, что темп роста ВВП останется в отрицательной зоне, но умеренной — не более 3,5–4,0%.

Три ведущих эксперта дали прогноз по рублю и нефти фото

Алена Афанасьева, старший аналитик Группы компаний Forex Club: — Цены на нефть сейчас под влиянием двух основополагающих факторов: объемов добычи и поведения представителей ОПЕК. Резкий скачок актива был вызван сочетанием позитивных известий с двух полей.

Во-первых, Агентство энергетической информации внезапно сообщило о снижении добычи черного золота, причем задним числом. Оказалось, что показатель падал еще в мае и июне, когда цены на Brent держались даже выше $60 за баррель. Это означает одно — сланцевые проекты рано или поздно загнутся, и при текущих $45 за «бочку», скорее всего, рано.

Во-вторых, члены ОПЕК вроде как в понедельник начали выражать обеспокоенность падением котировок нефти, что может заставить их пойти на более радикальные шаги. Возможно, на снижение квот. Это и помогло Brent пробраться выше 52 долл./барр., а USD/RUB — упасть в район 64,00.

Однако уже сегодня новые известия от представителей картеля указывают на то, что в стане ОПЕК нет единства мнений. По сообщениям агентства Bloomberg, организация пока не может прийти к консенсусу по поводу дальнейшего курса ценовой политики. И это уже не очень радостная новость, которая вновь вернула Brent в район 48,50.

Тем не менее мы полагаем, что «дно» по энергоносителю уже достигнуто, а дальнейшие торги будут вновь оставаться под влиянием статистических данных по американской добыче, а также комментариев представителей ОПЕК.

Судя по всему, факторы могут носить разнонаправленный характер, поэтому диапазон колебаний вплоть до конца года может составлять 48,00–63,00. Заметьте, мы полагаем, что текущие уровни представляют нижнюю границу, и далее нефть будет делать робкие попытки укрепления. Для курса доллар/рубль это будет означать торговлю в диапазоне 54,00–68,00 при неизменном состоянии прочих факторов влияния (имеется в виду, геополитика и монетарная политика ЦБ).

Инфляция, скорее всего, не уйдет к уровням, прогнозируемым , учитывая летний виток девальвации, а в годовом исчислении составит 15,1%.

В нашем базовом прогнозе мы полагали, что в третьем квартале 2015 года экономика пройдет дно спада, причем глубина падения ВВП может составить 4,5–4,7%. И пока все развивалось именно по этому сценарию. Однако базовый прогноз учитывал среднегодовую стоимость нефти на уровне $65 (сейчас она около 58 долл./баррель) и санкции в текущем объеме. В таком случае годовое падение ВВП должно будет составить 3,7%. Тем не менее тот факт, что цены на нефть продолжают падать, позволяет предположить, что далее ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию: в таком случае ВВП может составить 6,4%, что хуже показателей, отмечавшихся в 1998 году (5,3%), но несколько слабее уровней падения 2009 года (7,8%).

— Какие факторы будут оказывать влияние на российскую экономику в первую очередь?

Игорь Николаев: — В настоящее время в российской экономике сформировалась негативная тенденция, что само по себе является одним из определяющих факторов. Впрочем, не стоит забывать про цены на нефть, которые будут и дальше снижаться. Здесь сыграет свою роль снятие санкций с Ирана, в результате чего на мировые рынки выплеснется волна сравнительно дешевого черного золота. В свою очередь, это спровоцирует еще более сильное давление на котировки энергоресурсов.

Три ведущих эксперта дали прогноз по рублю и нефти фото

Однако все же главный фактор — это предстоящее осеннее повышение основных ставок Федеральной резервной системы США. Соответственно доллар начнет дорожать, а нефть — дешеветь. Продолжают оказывать влияние также западные ограничения и ответные российские антисанкции.

Прямое тому доказательство — разогнавшаяся инфляция. Кроме того, вносит свою лепту непредсказуемость и порой неадекватность принимаемых российским правительством решений. И здесь далеко ходить за примером не нужно — уничтожение санкционных продуктов, намерение ограничить поголовье скота в личных подсобных хозяйствах.

По всей видимости, такого рода решения будут и дальше появляться. Почему? Если верить официальным лицам, в российской экономике осенью должен произойти разворот к росту. Однако как бы ни тешили чиновники себя и население надеждами, текущие экономические показатели, увы, говорят об обратном, а министерские прогнозы — всего лишь фантазия. Отсюда возникает нервозность, которая в конечном итоге выливается в такие неадекватные решения, которые мы сейчас наблюдаем.

Михаил Беляев: — В первую очередь влияние на общую экономическую ситуацию в стране оказывают такие отрицательные факторы, как снижение поступлений от продажи энергосырьевой продукции, напряженный бюджет, не утихающая инфляция и сокращение внутреннего потребления, которое вкупе с внешней торговлей выступало драйвером роста в последние годы. Существенно тормозит развитие экономики ограничение доступа к внешним источникам финансирования при отсутствии внутреннего объемного финансового рынка и политике «дорогих денег».

Алена Афанасьева: — Спад экономики будет вызван падением деловой активности из-за санкций, потерями торговых связей с рядом стран и регионов, а также падением платежеспособного спроса населения на фоне девальвации рубля, роста инфляции и безработицы.

— Каких действий следует ждать от монетарных властей России?

Игорь Николаев: — В нынешних условиях российскому следовало бы поступать с точностью до наоборот. В частности, отменить антисанкции, негативное влияние которых признавали и Минэкономразвития , и , и Аналитический центр при Правительстве РФ.

Эмоционально, конечно, объяснимо то, что сегодня делают российские власти, усиливая ответные меры. Однако с экономической точки зрения к этому вопросу следовало подходить с холодным разумом, чтобы решения правительства не били по карманам рядовых потребителей. Кроме того, необходимо пересмотреть приоритеты федерального бюджета. Невозможно с нынешней структурой бюджета рассчитывать на развитие экономики. Кроме того, следует не повышать, а снижать налоговую нагрузку. Ну, и много еще чего надо делать.

Михаил Беляев: — Хотелось бы, чтобы монетарные власти наконец озаботились проблемами стимулирования экономики страны, ее реального сектора, а не замыкались на денежно-кредитной сфере, пытаясь навести порядок с помощью рестриктивных мер, которые на деле ведут к сдерживанию экономического прогресса со всеми негативными последствиями в виде инфляции и волатильности национальной валюты. Многое будет зависеть от того, прислушается ли регулятор к настойчивым требованиям бизнеса и рекомендациям экспертного сообщества о необходимости смягчения денежно-кредитной политики.

Алена Афанасьева: — Вероятнее всего, цикл смягчения денежно-кредитной политики завершится на текущем этапе, так как все еще высокая инфляция и резкое ослабление рубля ограничат возможности Банка России по стимулированию экономики. Скорее всего, на текущий момент регулятор сосредоточит свое внимание на ценовом давлении: если показатели инфляции вновь пойдут в рост, не исключено, что ЦБ придется вновь приступить к повышению ставок.

— В чем выгоднее сейчас хранить сбережения рядовым потребителям?

Игорь Николаев: — В настоящее время российская валюта не исчерпала свой потенциал для ослабления. Однако это не значит, что гражданам нужно срываться с мест и бежать сломя голову менять оставшиеся рубли на доллары и евро. Здесь просто нужно соизмерить свои доходы и расходы, чтобы не повторилась ситуация, которая произошла в начале этого года. Тогда некоторые наши соотечественники в декабре — на пике ослабления рубля — скупили валюту, буквально потратив на нее все свои сбережения.

Но рубль как национальную валюту еще никто не отменял, и в результате им потом пришлось менять доллары и евро по невыгодному курсу. Таким образом, если вы зарабатываете и тратите в рублях, то не стоит торопиться конвертировать все «деревянные».

Михаил Беляев: — К сожалению, выбор финансовых инструментов для граждан у нас разнообразием не отличается. В условиях резко подорожавшей иностранной валюты тем, кто не успел купить ее по прежнему курсу, вряд ли стоит спешить в обменный пункт. Целесообразнее имеющиеся рубли разместить на банковском депозите с учетом страховых сумм АСВ.

Принимая во внимание, что во времена мировой экономической нестабильности поднимаются цены на золото, можно подумать и о «металлических» счетах, привязанных к стоимости благородного металла. Если инвестор располагает достаточными денежными средствами, то можно вложиться в паевые инвестиционные фонды, понимая, что при этом возникают повышенные риски, но при удачном стечении обстоятельств и выигрыш будет более ощутимым.

Алена Афанасьева: — Хранить свои сбережения в текущих условиях, конечно, выгодно в валюте, однако при условии, что она куплена была не на максимальных уровнях и будет продана именно на пиках. Из более консервативных вариантов сбережений все еще можно рассматривать вклады: часть банков пока предлагают довольно высокие ставки по депозитам.

А если рассматривать менее традиционные инвестиции, то вполне вероятно, что в условиях панического состояния мировых фондовых рынков вновь возрастет спрос на драгоценные металлы как «активы-убежища», поэтому текущие цены на данный вид активов может быть очень привлекательными.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей