Что не мешает ему предвидеть доходы и расходы казны до 2030-го Министр финансов предложил принять бюджет только на один 2016 год, а не до 2018-го, как требует Бюджетный кодекс. Начиная с 2006 года согласно законодательству вносит в Госдуму проект бюджета на 3 года вперед. Правда, было одно исключение, когда в начале кризисного 2009-го бюджет из трехлетнего пересчитали в однолетний. Причина отхода от кодекса — углубляющийся экономический кризис в . В Минфине считают, что в сложившихся условиях невозможно предсказать цены на нефть и курс рубля на три года вперед (впрочем, до 2030 года Силуанов готов описать сценарий экономического развития). Кроме того, Силуанов предупредил, что бюджетный проект в Госдуму будет внесен не 1 октября, а 25-го. Это означает, что у парламента на утверждение основного финансового закона России времени практически не будет. Для чего это надо, «МК» спросил у профессора Высшей школы экономики Игоря Николаева. фото: Геннадий Черкасов — Минфин предложил делать бюджет только на 2016 год. Почему ведомство Антона Силуанова предлагает отказаться от трехгодичного проекта бюджета? — Это вынужденное решение. Причем, причин сразу несколько. В нынешних кризисных условиях очень трудно планировать финансовые и макроэкономические показатели на 3 года вперед. Минэкономразвития фактически не состоянии делать достоверные прогнозы. Минфин этим уже давно не доволен, поэтому и создал собственный соответствующий департамент. Возьмем, например, последний год. В начале 2014 года полагал, что экономический рост в 2015 году составит 1,2%. Затем пересчитали и остановились на падении на 2,8%. Но и этот прогноз оказался ошибочным — падение ВВП, по оценке самого же Минэкономразвития, в 2015 году составит не менее 3,3%. Многие независимые эксперты считают, что речь может идти даже о 4-5%. В принципе, это даже не вина Минэкономразвития. Очевидно, что в нынешних быстро изменяющихся экономических условиях готовить точные прогнозы не получается. Это чревато тем, что Минфину приходиться постоянно перекраивать весь бюджет. — И это единственная причина? — Существуют и другие мотивы. Стоит обратить внимание, что бюджет, как предлагает Силуанов, поступит в Госдуму не 1 октября, как это было в последние несколько лет, а 25 октября. Заметим, что до кризисного 2008 года, что проект бюджета должен был поступать в Госдуму 26 августа. С началом кризиса его стали вносить в парламент 1 октября. Сейчас хотят затянуть еще на месяц. В результате, депутатам останется на рассмотрение основного финансового закона страны всего чуть больше месяца. Минфин решает проблему формально лишь для себя. Срок явно недостаточен для вдумчивого изучения бюджета в Госдуме и будет приниматься без существенных поправок. — Так может быть это решение верное? Как и в кризисный 2009-ый год, когда решили ограничиться только одним «бюджетным» годом? — Переход на трехлетний бюджет в 2006 году был во многом правильным. В нормальной экономике это действует эффективно. Но у нас «трехлетка» в полной мере так и не заработала. Даже в спокойной экономике. Государственные программы до сих пор являются формальным инструментом бюджетного планирования. В 2009 году, во время кризиса, перешли на годичный бюджет и это было правильным решением, так как пришлось резко сокращать казенные расходы. Но тот кризис был краткосрочным, поэтому издержки экономики были не столь уж большими. Но сейчас в идеале не нужно отказываться от 3-летнего бюджета до 2018 года. И так существует неопределенность. Так или иначе нужны достоверные прогнозы.
|