Поэтому дилеры просят Медведева увеличить им в 2016 году господдержку В сентябре крупнейшие российские автодилеры повысят ценники на легковые машины на 10%. По их версии, виноваты девальвация рубля и отечественные производители, которые начали поднимать отпускные цены. Ассоциация отечественных дилеров в письме премьеру Дмитрию Медведеву (копия в распоряжении «МК») попросила увеличить в 2016 году господдержку автопрому. Например, увеличить субсидирование процентных ставок по кредитам на автомобили отечественной сборки. Есть новые предложения и по программам лизинга и утилизации авто. За счет расширения льгот автодилеры рассчитывают увеличить продажи. фото: Геннадий Черкасов По итогам шести месяцев 2015 года продажи легковых автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2014 года рухнули на 35,3%, до 913 181 единицы. При этом как минимум 50–60 тыс. хотя и показаны как проданные, но в реальности не оплачены и клиентам не выданы. Это свидетельствует о еще большем, нежели демонстрирует официальная статистика, снижении спроса. Рынок грузовиков, традиционно более уязвимый в кризис, вообще упал на 62%. Сильнее всего пострадали «траки» иностранных брендов. Таким образом, покинула десятку крупнейших авторынков мира. Не менее трех десятков моделей автомобилей уже ушли из страны. Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два ключевых фактора. Первый — снижение ключевой ставки ЦБ до 11%, и второй — стимулирование покупательского спроса благодаря действию трех правительственных программ: обновление автопарка (утилизация и trade-in действует с 1 января. — «МК»), а также субсидирование ставок по кредитам и льготный лизинг, которые заработали в апреле-мае. По данным Минпромторга на 18 августа, более 303 тыс. машин реализовано в рамках мер господдержки. Получается каждый третий автомобиль. Плановый годовой показатель равен 372 тыс. Лимит почти выбран, и до конца года Минпромторг собирается выделить дополнительно 7 млрд рублей, из которых 5 млрд пойдут на программу «обновления». Всего в этом году кабмин может предоставить автоиндустрии 20 млрд рублей. По крайней мере, такая цифра заложена в антикризисном плане. Кстати, в августе, по прогнозам экспертов, продажи авто стабилизируются на уровне 130 тыс. в месяц. Сейчас спрос подогревается ростом курса доллара и евро. Ситуация отчасти напоминает конец 2014 года, когда граждане избавлялись от теряющих вес рублей. Одновременно в РОАД говорят, что осенью неизбежно подорожание до 10%, поскольку производители начали повышать отпускные цены. Первыми об этом уведомили «АвтоВАЗ» и один известный французский концерн. В сентябре это сделают остальные. Как поведут себя цены до конца года, предсказать трудно. Многое зависит от курса рубля. На минувшей неделе ассоциация дилеров направила премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой расширить в 2016 году поддержку автопрома. В частности, предлагается внести изменения в программу субсидирования (в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ. — «МК») автокредитов. Сейчас программа распространяется на продукцию, собранную в России, стоимостью не более 1 млн рублей при условии, что человек внес 20% предоплаты. В ассоциации хотят увеличить этот порог до 1,5 млн рублей. «Наша главная задача любой ценой продлить срок действия трех госпрограмм на следующий год, — считает вице-президент ассоциации РОАД Олег Мосеев. — Без поддержки правительства в I полугодии 2015 года было бы продано на 200 тыс. машин меньше, а значит, падение в индустрии составило около 50%. Это уже близко к катастрофе. Кроме того, было бы неплохо, если чиновники частично откажутся от программы закупок машин для федеральных органов власти, а высвободившие средства, до 10 млрд рублей, направят на увеличение субсидирования процентных ставок по кредитам. Логика простая: по первой программе на эти деньги можно будет в общей сложности закупить 7–10 тыс. машин, по второй — около 100 тыс. Для отрасли, конечно, лучше последний вариант».
|