АИ-92 уже по 33,3 рубля, АИ-95 — по 36,66 рублей , цены на бензин в России продолжают расти. Только за лето прейскурант на отечественных АЗС поднялся на 3,5-4%. Впрочем, это традиционный расклад, характерный для нашей страны. Теряя экспортные доходы, нефтяные компании нивелируют потери за счет увеличения сборов на внутреннем рынке. Остается радоваться лишь тому, что рост цен на российских заправках пока не такой, как в ряде европейских стран. Так, в Хорватии, Люксембурге, Португалии и Испании за полгода литр горючего подорожал на 17-20%. фото: Михаил Ковалев С января 2015 года и вплоть до начала лета топливные цены на отечественных АЗС практически не росли. Литр АИ-92 стоил в районе 32 рублей, АИ-95 — 35 рублей. Причем, с конца прошлого года стоимость топлива даже немного снизилась. Но в июне положение изменилось. Эксперты полагают, что эти полгода нефтяные компании еще надеялись, что нефтяные котировки на мировом рынке если не вырастут, то хотя бы стабилизируются. Но цены на «черное золото» неуклонно падали. Судя по всему, нефтяники устали мириться с потерями и решили частично компенсировать выпадающие доходы на внутреннем рынке. С одной стороны, их можно понять. Российское уже давно дало крупным нефтяным компаниям, в состав которых входят перерабатывающие заводы, поручение провести масштабную модернизацию своих НПЗ, в том числе, довести свое горючее до европейских экологических стандартов. Переоснащение перерабатывающих мощностей — дело более чем затратное. Оборудование приходится закупать за границей, опять же расходуя на это валютную выручку. В прошлом году суммарный объем инвестиций в отечественную нефтепереработку составил около 510 млрд рублей. Но до середины 2014 года цены на нефть уверено превышали планку в $110 за баррель. Сейчас стоимость «черного золота» ниже $50. Соответственно, должен сократиться и объем инвестиций, в том числе и в переработку. По прогнозам , в 2015 году вложения в модернизацию НПЗ сократятся почти на 10% примерно до 460 млрд рублей. Продолжать реализацию проектов нефтяникам приходится за счет увеличения оптовых и розничных цен на горючее. Впрочем, есть и другая сторона медали. По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, в цене литра бензина две трети составляют всевозможные акцизы и сборы. Отечественные регуляторы «снимают сливки» с одного из самых ликвидных товаров, который пользуется спросом в любое время года и в любой экономической ситуации. Это способ наполнения бюджета. «ЦБ не устраивает крепкий рубль. Минфин не знает, как решить вопрос с дефицитом бюджета. Правительство умело решает проблемы дефицита за счет девальвации рубля и налоговых «корректировок» самых востребованных населением потребительских секторов экономики», — отмечает эксперт. Другое дело, что рядовому потребителю, да и предприятиям, которым необходимы значительные объемы топлива от этого не легче. Литр АИ-92 уже стоит в среднем по 33,3 рубля, АИ-95 — 36,66 рублей. На носу сбор урожая. Дополнительные расходы на горючее аграрии автоматически будут закладывать в стоимость продовольствия. Вырастут и транспортные затраты, которые, естественно, отразятся на цене продуктов питания. Подсластить горькую топливную пилюлю может лишь ценовая статистика ряда европейских стран, где стоимость бензина также растет, причем гораздо более высокими темпами, нежели в России. Например, в Хорватии, Люксембурге, Португалии и Испании цена литра топлива за полгода выросла на 17-20%. Единственной европейской страной, где как ни странно, горючее подешевело, является Мальта. В этом островном государстве стоимость аналога российского АИ-95 снизилась почти на 5%, а на дизельное топливо — на 6,7%.
|