Дешевая нефть губит США

Дешевая нефть губит США

У Америки нет прямой зависимости от «черного золота», как у России. Но есть косвенная

Теория «американского нефтяного заговора против России» упорно не желает умирать, несмотря на множащиеся признаки того, что самой Америке дешевизна «черного золота» не идет на пользу. Об этом свидетельствуют свежие экономические данные. Ситуация явно не подтверждает теорию «нефтяного заговора».

фото: morguefile.com

Как сообщает агентство Associated Press, «нефтяная промышленность отвечает на значительное уменьшение своей прибыли резким сокращением расходов и увольнением рабсилы, и это наносит ущерб экономическому росту». Несмотря на то, что низкие цены на топливо как бы идут на пользу водителям (а ими является абсолютное большинство населения), владельцам автотранспортных предприятий, авиакомпаниям и т.д. Дешевая нефть означает, что у людей остается больше денег на потребительскую активность – покупки в магазинах, посещение ресторанов, – от которой решающим образом (на две трети с гаком) зависит американская экономика.

Но дешевизна топлива хороша только до определенного предела. По сравнению с тем, что было год назад, нефтяные цены снизились примерно на 50%, а для нефтяников это уже очень ощутимо – они начинают принимать меры, чтобы компенсировать свои потери. Крупнейшая нефтедобывающая компания Exxon Mobil, к примеру, сократила свои расходы на $1,54 млрд. – в том числе за счет сокращения численности персонала. Режут по живому и другие американские компании – Chevron, Valero, Marathon, Conoco Phillips...

На нефтяные компании завязаны бесчисленные предприятия самых разных отраслей – это отнюдь не только поставщики бурового оборудования и компании, занятые сбытом нефтепродуктов. Взять, к примеру, Северную Дакоту, которая из Богом забытой глухомани внезапно превратилась в эпицентр добычи сланцевой нефти: когда туда, на нефтепромыслы, хлынули рабочие-нефтяники со всех концов Америки, то вместе с ними пришли и строители домов и дорог, как грибы стали расти рестораны и закусочные, отели и мотели, магазины всех сортов, предприятия мобильной связи и далее со всеми остановками.

А когда сланцевую нефтедобычу стали сокращать, то многим из этих компаний тоже пришлось поджаться, а некоторые и вовсе всплыли, что называется, брюхом кверху. В 20-х числах июля этого года в США было 659 буровых установок для добычи нефти и 217 – газодобывающих; год назад – соответственно 1562 и 321.

Падение нефтяных прибылей отражается и на состоянии биржи. Аналитики из RBC Capital Markets подсчитали, что 10-процентное удешевление нефти влечет за собой уменьшение прибыли для 500 крупнейших корпораций, входящих в индекс S&P 500, на 1%. Страдает и вся экономика в целом, которую обобщает показатель ВВП (валовый внутренний продукт – совокупная стоимость всех произведенных товаров и оказанных услуг). Согласно оценке Дэвида Келли, главного стратегического аналитика J.P. Morgan Asset Management, во втором квартале этого года сокращение на $29 млрд добычи нефти и другого сырья сбило экономический рост на 0,7%. Квартальный рост ВВП составил, согласно опубликованной на днях официальной статистике, 2,3% – это, конечно, тоже рост, но рост анемичный, недостаточный для уверенного выздоровления экономики после «Великой рецессии» 2008-2009 годов.

Чего же ожидать в ближайшем будущем? Динамика нефтяных цен обратно пропорциональна движению курса доллара – доллар будет, очевидно, сохранять высокий обменный курс, а это не сильно хорошо не только для России с ее уязвимой валютой, но и для Америки: высокий курс мешает росту экспорта, американские товары становятся более дорогими для зарубежных потребителей.

Аналитики из фирмы IHS Energy предсказывают, что переизбыток нефти на мировом рынке, который усугубится после выхода на нефтяной рынок Ирана (когда будут отменены санкции), будет иметь своим результатом нефтяные цены в районе $40 за баррель, и что эти цены сохранятся на протяжении нескольких месяцев. Правда, некоторые другие эксперты считают, что ко второй половине 2016 года цены могут подняться до $60+ за баррель и на какое-то время стабилизироваться на этом уровне. На днях о грядущей в 2016 году долгосрочной стабилизации цен говорил в ходе энергодиалога «Россия – ОПЕК» Абдалла аль-Бадри, генеральный секретарь Организации стран – экспортеров нефти. Но большинству рыночных аналитиков с трудом в это верится.

Август, как отмечает The Wall Street Journal, начался дальнейшим падением нефтяных котировок: китайская промышленность показала худший результат за последние два года, Иран – на пороге выхода на мировой нефтяной рынок, нефти на этом рынке – залейся, а тут еще на прошлой неделе в США увеличилось число буровых установок. В общем, дело – труба, и похоже на то, что авторы последнего федерального бюджета РФ, который был сверстан из расчета стоимости нефти $50 за баррель, не были чересчур пессимистичны. Скорее наоборот – их прогноз может оказаться слишком оптимистичным.

Чем же утешиться напоследок? Разве что тем, что не только в России идет «игра в одни ворота», когда удешевление нефти почему-то не влечет за собой снижение цен на авиабилеты и бензин. В Америке это явление тоже наблюдается «в полный рост»: авиакомпании не торопятся поделиться с пассажирами дополнительной прибылью, полученной за счет экономии на авиационном горючем; и бензин на АЗС тоже стоит дороже, чем он должен бы стоить при таких ценах на нефть.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей