Греция сделала ставку на криптовалюту

Греция сделала ставку на криптовалюту

Евро успешно заменяют биткойны

Многие жители в последнее время занимались превращением своих денежных средств из реальных в виртуальные, сообщает The Wall Street Journal. Они покупали биткойны — финансовое изобретение японца Сатоси Накамото, которое именуется цифровой валютой, или криптовалютой. Биткойны позволяют проводить взаиморасчеты без кредитных карт, банковских чеков и прочих традиционных финансовых средств. Когда плохо работают устоявшиеся механизмы, появляется спрос на экспериментальные новшества.

фото: ru.wikipedia.org В США до Гражданской войны был разнобой местных валют. Поэтому доллары были не всегда зеленого, а иногда и розового цвета.

Почему греки ударились в биткойны, легко понять: если тебе позволяют снять с банковского счета не больше 60 евро в день и запрещают переводить свои деньги за рубеж, паникующее население охотно использует любой обходной маневр. Перспектива превращения своих кровных евро в драхмы (как водится, с коэффициентом понижения не в пользу граждан) напугала многих жителей Эллады — особенно после того, как агентство деловых новостей Bloomberg распространило материал о возвращении драхмы. Репортер этого агентства обнаружил, что отель  в Афинах выставил ему счет по кредитной карте в «эквиваленте драхмы» по курсу один к одному к евро. Позже по просьбе держателя карты запись исправили с «эквивалента драхмы» на евро.

Но если говорить не о возврате к старым деньгам (невиданном в мире), а об изобретении новых валют, то это явление не новое. Скорее новым в историческом масштабе надо считать общенациональную валютную унификацию. В США до Гражданской войны 1861–1865 гг. был сплошной разнобой местных валют, а центральный банк (Федеральный резерв) как единый эмитент появился только в 1913 году. Ну а местные валюты существуют в Америке до сих пор — они есть почти во всех штатах. Вот лишь несколько примеров:

в Брукингсе, Южная Дакота — брукингские баксы;

в Филадельфии, Пенсильвания, — равнодолларовая муниципальная валюта;

в Айтаке, штат , — айтакские доллары;

в Мидлтауне, Коннектикут, — мидлтаунский кэш;

в Беркшерзе, Массачусетс, — беркшерз и т.д.

«МК» не раз писал и о российских экспериментах в «локально-валютной» области — например о колионах, используемых фермером Шляпниковым в подмосковной деревне Колионово, или о шаймуратиках, которые попытались внедрить в башкирской деревне Шаймуратово. Локальные валюты существуют по всему миру, и они часто — но не всегда — являются прибежищем тех, кто разочаровался в традиционной кредитно-финансовой системе: иногда местные денежные суррогаты просто ее дополняют, и даже вполне успешно. Местная валюта может использоваться в рамках территориального образования (города, деревни, муниципального округа, штата) или отдельно взятой компании. Мои московские коллеги, которые работали в начале 90-х в издательском доме «Коммерсант», рассказывают о существовавших тогда врубелях («Коммерсант» находится на улице Врубеля), которые сотрудники ИД получали на питание. В ту пору, когда свирепствовала астрономическая инфляция и люди по всей месяцами не получали зарплату, врубели были твердой валютой.

Локальные валюты называют еще свободными деньгами. Самой крупной из существующих ныне систем свободных денег является швейцарский кооператив WIR, выпускающий с 1934 года валюту WIR-франки: ее используют более 100 тысяч швейцарских компаний для обмена товаров и услуг; ежегодный оборот в пересчете на доллары — свыше $1,5 млрд. Участники этой системы расплачиваются WIR-франками во взаиморасчетах с другими участниками. Скорость оборота товаров и услуг внутри системы WIR-франков в 15–20 раз выше, чем в традиционной системе швейцарского франка; более 20% швейцарских компаний являются участниками WIR.

Английская газета The Guardian писала о том, что многие британские муниципалитеты применяют местные валюты для решения финансовых трудностей (а их испытывают местные органы власти практически во всех странах). Локальные деньги помогают избежать роста долгового бремени — одни проценты на долг способны удушить даже крупный муниципалитет с большими налоговыми сборами. В Бристоле и Брикстоне бизнесы платят местные налоги в бристольских фунтах (знак ?B); муниципалитет из этих денег выплачивает часть зарплаты своим служащим, а те используют местную валюту для покупок в местных магазинах. Мэр Бристоля полностью получает зарплату в бристольских фунтах, писала газета.

Своя, местная валюта — в австрийской деревне Лангенегг. И в Нанте: там местные деньги принимают для оплаты самых различных товаров и услуг. В Японии с 1995 года используются фуреаи киппу («билеты за заботу») — суррогатная валюта, которую получают те, кто ухаживает за престарелыми. Один час ухода — один билет. Фуреаи киппу нельзя трансформировать в настоящие деньги — иены, но можно накапливать и использовать в старости, когда ты сам будешь нуждаться в уходе, для оплаты услуг тех, кто будет за тобой ухаживать. Японская система приглянулась китайцам, и они внедрили ее у себя — в особо крупных масштабах, в соответствии с размером народонаселения.

Пример параллельной общенациональной валюты мы находим в новейшей истории а, где после введения санкций против режима Саддама Хусейна динары стали печатать в самой стране, а не импортировать их, как прежде. Но «импортные» (напечатанные за рубежом, на швейцарских станках в ) динары не только оставались в обращении наравне с новыми, «саддамовскими», но даже пользовались большим предпочтением, особенно у курдов. иракского Курдистана отказывалось принимать в качестве платежного средства новые, низкокачественные «саддамовские» динары, которые печатались в колоссальных количествах. В то же время «швейцарские» иракские динары уже не печатались — в силу санкций, — их количество в обороте снижалось в результате износа, и их курс в итоге был в 100 раз (!) выше курса «саддамовских» динаров. Показательно, что Курдистан с помощью «швейцарских» динаров избежал галопирующей инфляции, которая охватила остальной Ирак.

После американского вторжения в Ирак соотношение «швейцарского» динара к «саддамовскому» подскочило до 300:1. Чуть позже оккупационные власти декретом установили соотношение 150:1. В конечном итоге внедрили гибрид — единую валюту Ирака, которую печатали на швейцарском оборудовании, но уже в другом исполнении.

Разговор на тему суррогатных валют невозможен без упоминания неизбежного в этом деле жульничества. Отнюдь не все изобретатели и эмитенты денежных эквивалентов действуют, пользуясь юридическим языком, bona fide, т.е. исходя из честных намерений. В 2007 году американец Энджел Круз, основатель компании United Cities Corporation, объявил о внедрении альтернативной валюты, якобы основанной на активах: он назвал ее «частные доллары » (United States Private Dollars). Согласно его утверждению, эти частные доллары основывались на суммарной стоимости активов членов этой системы — и он якобы напечатал такое их количество, которое соответствует сумме $6 127 379 895 в обычных долларах США. А поддерживающие систему активы якобы исчислялись суммой $357 170 993 418. На частных долларах красовался слоган «Мы верим в Иегову», перепевающий на свой лад национальный лозунг США, который можно видеть на обычных деньгах: «Мы верим в Бога».

United Cities платила своим сотрудникам частными долларами, обещая им при этом контракт на 30 лет, оплату всех их долгов, медицинскую страховку, автомобиль и прочие блага. Зарплату выписывали банковскими чеками компании, которые местные банки (дело было во Флориде) отказывались принимать к оплате — по той простой причине, что на чеках отсутствовал код банка, присваиваемый Американской банковской ассоциацией. Управление контроля над валютой министерства финансов США выпустило предупреждение всем банкам: не принимать к оплате чеки United Cities, поскольку они ничем не обеспечены и не являются денежными инструментами.

Но Энджел Круз не был намерен сдаваться без боя. В сопровождении 30 сторонников, в том числе 10 вооруженных охранников, он атаковал отделение Bank of America во флоридском городе Пальметто-Бэй. Размахивая «судебным ордером», который издал «частный суд United Cities», Круз требовал освободить помещение и кричал, что Bank of America нагрел его на $14,3 млн, отказавшись принимать к оплате чеки United Cities на указанную сумму.

Дело кончилось тем, что в 2008 году большое жюри присяжных вынесло в отношении Круза вердикт «виновен»: его обвинили в банковском мошенничестве — попытках обманным путем извлечь из Bank of America в общей сложности $214 млн. Напористому жулику светил тюремный срок в 185 лет, и он пустился в бега. А его сообщника Гарри Уильяма Марреро посадили на восемь лет с довеском в один месяц.

И все же, несмотря на неизбежные эксцессы, экономисты воспринимают локальную валюту как серьезное явление. И насчет биткойнов, скупаемых греками, не будем ерничать. Норвежское радио и ТВ (NRK) рассказало как-то о мужчине, который в 2009 году купил 5000 биткойнов за $26 и благополучно забыл об этой покупке. Когда он вспомнил о ней четыре года спустя, его биткойны стоили $850 000.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей