Эксперты считают, что интересы авиакомпаний и их клиентов сойдутся В ближайшее время в России может появиться система овербукинга. Об этом пишет сегодня «Коммерсант»: «Аэрофлоту» удалось пролоббировать законопроект, который уже со второго квартала 2016 года узаконит овербукинг, то есть продажу большего числа билетов, чем мест в самолете». Эту идею «Аэрофлот» совместно с министерством транспорта обсуждал уже давно. По оценкам аналитиков «Аэрофлота» эта опция даст компании до 500 млн долларов в год. Минтранс уже подготовил изменения в Воздушный кодекс, которые закрепят возможность продажи большего количества билетов, чем число мест в самолете. Сейчас драфт этого законопроекта выложен на портале regulation.gov.ru. Сделано это в большей степени для того, чтобы все участники рынка могли бы обсуждать ситуацию, вносить поправки и дискутировать, опираясь на международный опыт использования этой опции. фото: Наталья Мущинкина А мировой опыт показывает, что овербукинг выгоден, как для самой компании, так и для пассажиров. И тут важно посмотреть на предложение перевозчиков без предубеждения и надуманных эмоций, и тогда становится ясно, что при правильном законопроекте интересы авиакомпаний и их клиентов сойдутся. В США и в большинстве стран Европы, овербукинг прижился настолько, что не вызывает никаких сложностей или накладок. Но происходит это в силу того, что сама опция узаконена и имеет четкие правила. Авиакомпании четко знают, что они должны делать в той или иной ситуации. «Овербукинг был всегда и везде и во всех странах, - комментирует ситуацию Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров в России, - В отличие от других (стран), у нас не было узаконенных правил, компенсации и регламента действий в такой ситуации. Авиакомпания, заключив договор о перевозке пассажира, несет ответственность за эту перевозку. Механизмов, которые помогут потребителю быть защищенными в такой ситуации множество. Это может быть и финансовая выплата, добровольная сдача билета, предоставление гостиницы, питания, телефонных коммуникаций и т.д. Там целый круг вопросов. Авиакомпании очень часто делают повышение в классе обслуживания пассажирам экономического класса. В случае перепродажи на рейсе делают апгрейд до бизнес- класса без доплаты пассажиров». Для России овербукинг востребован, и авиаперевозчики неоднократно обращались в Минтранс. Аргументы их понятны: в условиях кризиса снижаются спрос на перелеты и заполняемость кресел. Компании могут искусственно подогнать предложение под спрос, уменьшив количество рейсов. Это, кстати, чревато и подорожанием билетов. Как бы не казалось, что повышение стоимости услуг выгодно перевозчикам, на самом деле это не так, поскольку ведет к еще большему падению спроса. Никита Кричевский, доктор наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН, обращает внимание на то, что часто возникает ситуация, когда пассажир по разным причинам лететь не может, а билеты сдает в последний день, а то и после того, как рейс состоялся. При наличии овербукинга, есть возможность точно заполнить борт, поддержать цены на приемлемом уровне. «В условиях кризиса это тем более актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы – аэропортовые сборы и выплаты по лизинговым платежам никто не отменял. В то же время «Аэрофлот» это компания, которая представляет из себя акционерное общество. То есть акционеры ожидают прибыли. Система овербукинга позволяет не только увеличивать прибыль, но и выплачивать дивиденды». Казалось бы, когда столько плюсов, то выгода видна всем. Но другие крупные участники рынка выступают против овербукинга, считая, что «это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации, они имеют право улететь в назначенное время». Кроме того, они считают, что «пассажиры, которым предложили другой рейс из-за овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику». Собственно нынешняя ситуация и призвана разработать данный законопроект и првести его под мировые стандарты. Говорить о том, что на Западе недовольны овербукингом – более чем странно, потому что именно оттуда он и пришел и практически все крупные авиаперевозчики им пользуются. Овербукинг по мнению экспертов актуален для компаний, который выполняют преимущественно регулярные рейсы, так как чартерные перевозчики в основном работают по системе «блок-места» вместе с туроператорами. На чартерных рейсах неявившихся пассажиров всегда меньше, так как люди приобретают турпакеты и в их интересах соблюдать правила и договора с туристическими операторами. Поэтому именно для перевозчиков, которые работают с регулярными рейсами овербукинг является своеобразной дополнительной опцией, которая даст перевозчикам возможность лучше управлять продажами, увеличивая коммерческую эффективность рейсов, что в конечном счете приведет к снижению себестоимости перевозки для конечных потребителей. Никита Кричевский отмечает, что в новшестве есть и общегосударственный плюс. «Он заключается в том, что овербукинг позволит поддерживать прибыль авиакомпаний. Что отразится на качестве самолетов, должного уровня обслуживания. Плюс ко всему государство сможет получить и дивиденды». С Кричевским согласен и Дмитрий Горин: «С учетом такой сложной экономической ситуации, когда авиакомпаниям крайне важна большая загрузка рейсов, эта мера поможет и авиакомпаниям улучшить свои финансовые показатели не в ущерб пассажиров. То, что Минтранс выступил, как регулятор в этой ситуации, крайне правильно. Это поможет как потребителям, так и авиакомпаниям». В такой ситуации выступать против введения овербукинга выглядит странно.
|