Цветы и сладость санкций Евросоюз продлил экономические ограничения в отношении нашей страны еще на полгода — до 31 января 2016 года. Кремль готов сделать ответный ход. Например, как заявил зам. главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко, в настоящее время поступают предложения об ограничении поставок цветочной продукции из стран Евросоюза. Помимо этого отечественные производители, по его словам, предлагают запретить ввоз и европейского шоколада.
фото: Наталья Мущинкина Объявленные в августе прошлого года российские контрсанкции, которые хотя и стали причиной дополнительного роста цен на продовольствие (в среднем по разным позициям на 15–25%), позволили сделать рывок отечественному сельскохозяйственному производству. В отличие от всех остальных секторов экономики аграрный уверенно растет на 2–3%. Особенно это заметно на рынке мяса птицы, свинины и овощей. Правда, чтобы обеспечить себя собственными фруктами, молочной продукцией и говядиной, нам потребуется, как предупредил Совет Федерации вице-премьер Аркадий Дворкович, не менее 7–10 лет. Комментируя торговую войну, министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что вводить новые ограничения против Запада нам нет необходимости. Во-первых, тот же ЕС «приоткрыл России двери», продлив свои санкции на полгода, а не на год. А во-вторых, прежние контрсанкции уже сделали свое дело. Однако лоббистам российских сельхозпроизводителей антисанкции понравились. И сейчас идет борьба за введение эмбарго на поставки цветов из Голландии и шоколада из Бельгии. В шоколадной отрасли, которая переживает не лучшие времена, такая поддержка вполне оправданна, как считают отечественные производители. Цены на какао-бобы растут вне зависимости от санкций — из-за прошлогоднего неурожая. В любом случае стоимость шоколада будет расти, причем не только в России, но и по всему миру. По данным Центра исследований кондитерского рынка, производство шоколада и шоколадных изделий в нашей стране в 2015 году снизится на 15%, до 541,2 тыс. тонн.
Впрочем, как бы странно это ни звучало, такое развитие ситуации будет выгодно прежде всего отечественным производителям. Им обещают обнуление таможенных пошлин на какао-бобы (сейчас — 3,5%) и запрет на импорт европейского шоколада. Доля импортной продукции в России (не только ЕС) составляет 20%. Значит, можно надеяться, что шоколад в России подорожает не в разы, а не более чем на 10–15%. А это в рамках продуктовой инфляции. Сложнее ситуация с цветами. Возможный запрет на их импорт из ЕС, главным образом из Нидерландов, спорное решение. Если это произойдет, то под эмбарго попадет продукция из Южной Америки и Африки, продаваемая на голландских аукционах. Стоимость цветов в России, особенно в течение ближайших месяцев, пока не нарастим собственное производство и не будут налажены новые логистические каналы поставок, вырастет на 50–70%. При этом Россельхознадзор свои предложения по запрету импорта мотивирует не экономикой, а возросшим числом поддельных реэкспортных сертификатов на растительную продукцию из ЕС. Как рассказали «МК» в Национальной гильдии флористов, более 70% цветочной продукции — импорт. Основные поставщики — Нидерланды, Литва, Латвия и Чехия. После введения санкций к ним добавились Израиль и Турция. Однако, как утверждает Союз голландских цветоводов, экспорт цветов из Нидерландов из-за торговой войны ЕС и России только в прошлом году уже упал на 10%. Из-за обвала рубля и выросших цен с начала 2015 года доля импорта цветов в Россию снизилась на 30–40%. В результате с конца прошлого года цветы премиального класса выросли в цене на 50%, а среднего класса — на 30%. Однако уже сейчас стоимость отечественных роз, тюльпанов не отличается от зарубежных. Доля российских цветов неуклонно растет. Значит, наше правительство вполне может запретить экспорт европейской продукции. Помимо развития собственного производства можно также наладить прямой экспорт (минуя голландские аукционы) из Латинской Америки и Южной Африки. Это будет даже дешевле.
|