Недостающий триллион возьмут из Резервного фонда Ожидаемого резкого сокращения расходов федерального бюджета в будущем году не будет. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, бюджетный дефицит вместо предполагавшихся ранее 1,5% ВВП составит 2,4%. Иными словами, расходная часть бюджета будет увеличена на 1 трлн рублей. В условиях продолжающего падения ВВП необходимо за счет средств государства стимулировать экономическую активность. Возникает вопрос: чем затыкать дыру в бюджете? В этом году деньги можно будет взять из Резервного фонда. В будущем году эта кубышка рискует истощиться. Фото: nalog.ru Россия переживает один из самых жестоких экономических кризисов за свою историю. В 2009 году ВВП упал на 7,9%. Но тогда мы были не единственными — тот кризис затронул и Евросоюз и США. В среднем экономика западных стран просела на 1-2%. Сейчас рушится только наша экономика, а западные — стабилизируются. По данным Росстата в I квартале российский ВВП 1,9%. В апреле падение ускорилось. Промышленность, например, упала на 4,5%. Правительственные и независимые эксперты в один голос утверждают, что обвал в ближайшее время продолжится. Очевидно, что в таких условиях собрать запланированный ранее объем налогов невозможно. Сокращается прибыль организаций. Равно как и потребительская активность населения, а вслед за этим и собираемость НДС. Кроме того, работникам повально снижают зарплату, а значит бюджет недополучит НДФЛ. Наконец, из-за прошлогоднего падения цен на нефть экспортная пошлина на нее резко снизилась. По последним оценкам Антона Силуанова, в этом году бюджет недополучит 2,5 трлн рублей налоговых доходов. В результате, дефицит бюджета составит 3,4% ВВП. Закрыть эту дыру власть собирается за счет средств Резервного фонда. Из него собираются взять более 3 трлн рублей. Однако Резервный фонд не бездонен. В нем останется не более 2 трлн. И пополнять его будет нечем. Возникает вопрос: где брать деньги, например, на финансирование социальных или (что самое главное) военных расходов. В этом году только гособоронзаказ составит 1,9 трлн рублей (+13% к прошлому году). В 2016 году его собираются увеличить примерно на столько же. В таких условиях Силуанов изначально предлагал существенно сокращать менее важные расходы в 2016-2017 годах с тем, чтобы уже в будущем году дефицит федерального бюджета до 1,5% ВВП (не более 1,5 трлн рублей). Однако, видимо, в Кремле ему объяснили, что это чересчур радикальное сокращение расходов (тем более, что на рост доходов не стоит надеяться) — удар будет нанесен и по социальной сфере, и по оборонной. В результате, 26 мая Силуанов заявил, что дефицит бюджета в 2016 году составит не 1,5%, а 2,4% ВВП. То есть ситуацию продолжит спасать Резервный фонд. Но при продолжении такого рода политики к 2017 году в Резервном фонде не будет ни копейки. Таким образом, в конечном итоге спасение лишь в одном — возобновлении в будущем году роста экономики. Для этого, как считает председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, нужен правительственный план по сокращению налогового бремени. Силуанов уверен, что в России чуть ли не самый мягкий фискальный режим. Действительно, если сравнивать с западными странами, это так. Но если сравнивать со странами БРИКС, например с Китаем, то российский налоговый режим тяжелее вдвое. Эксперт «МК». Сергей ХЕСТАНОВ, советник по макроэкономике гендиректора БД «Открытие»: «Во-первых, рост дефицита бюджета с 1,5% до 2,4% сам по себе существенной угрозой для экономики не является. Во-вторых, опыт весны 2015 года, когда принимались поправки в текущий бюджет, показал, что сократить госрасходы в условиях кризиса не так уж и просто. В среднем правительство рассчитывало снизить расходы на 10%, но из-за роста дополнительных ассигнований в финансовой сфере, сельском хозяйстве и т. д., результаты секвестра не оправдали возложенных на него ожиданий. На конец апреля дефицит бюджета составлял 4,4%. В-третьих, заявления глава Минфина Антона Силуанова может свидетельствовать о том, что власти решили попытаться повторить успешный опыт 2009 года. Тогда, впрочем, как и сейчас, на покрытие кассового разрыва использовались средства Резервного фонда. Однако шесть лет назад цены на нефть восстановились быстро, чего явно не наблюдается в настоящее время. Есть риск, что в 2016 году внешняя конъюнктура не изменится. В этом случае Резервный фонд может быть исчерпан во втором квартале. Таким образом, у правительства будет два пути: либо резать госрасходы кардинально, принимать непопулярные решения, вроде повышения пенсионного возраста, либо вновь девальвировать национальную валюту, чтобы нарастить доходы от экспорта. В любом случае, ослабить рубль административными решениями гораздо легче, чем его укрепить».
|