Что стоит за попытками обрушить правительство Николы Груевского? На Балканах вновь неспокойно: лихорадит Македонию. В этой бывшей югославской республике оппозиция требует от главы правительства Николы Груевского уйти в отставку. Сторонники же премьер-министра проводят акции в его поддержку. Страна оказалась на грани глубочайшего политического кризиса. фото: AP Уходить со своего поста Никола Груевский не собирается. Свое четкое «нет» он заявил, выступая перед десятками тысяч своих сторонников, собравшихся в Скопье: «Македония не нуждается в политическом истеблишменте, услужающим иностранным спецслужбам». Таков был ответ главы кабинета на требование многотысячной акции оппозиции, прошедшей в воскресенье. Переговоры, прошедшие в понедельник при посредничестве западных дипломатов, в которых приняли участие Груевский, лидер социал-демократов Зоран Заев и два лидера этнических албанцев, видимых результатов не дали. Несколько месяцев назад лидеру оппозиции Зорану Заеву предъявлены обвинения в попытке государственного переворота с участием иностранных спецслужб. По делу проходили четыре человека, включая бывшего главу разведки Македонии и его жену, сообщает Би-би-си. Их подозревают в использовании незаконного шпионажа, слежки и контактах с зарубежными спецслужбами. Все, кроме самого Заева, арестованы. Премьер Македонии, руководитель партии «Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство» Никола Груевский заявил, что лидер оппозиционного Социал-демократического союза Македонии Зоран Заев шантажом требовал от него сформировать техническое правительство. Сам же политик-оппозиционер, который на протяжении последнего года вел кампанию за отмену результатов последних парламентских выборов как сфальсифицированных (социал-демократы, считающие себя наследниками Македонской коммунистической партии, бойкотировали деятельность македонского парламента), отвергает все предъявленные ему обвинения. По словам Заева, власти пытаются обвинить его, чтобы предотвратить публикацию «неоспоримых свидетельств» противозаконных действий консервативного правительства премьер-министра Николы Груевского. «Я смотрел и слушал лидера оппозиции, информировавшего меня, что он сотрудничает с иностранной разведкой», – заявил премьер-министр Груевский, утверждающий, что Заев сообщил ему, что собрали при помощи зарубежной спецслужбы компромат на правительство. Внутриполитические разногласия между премьером и оппозицией усугубляются историей, разыгравшейся 9 мая в городе Куманово, где произошел бой между македонскими полицейскими и вооруженными этническими албанцами. В ходе столкновения погибли 8 полицейских и 10 албанцев. – Говоря о природе македонского кризиса, я бы выделил три момента, – комментирует «МК» старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. – Во-первых, общая нерешенность проблем национально-государственного устройства, сосуществования различных этнических групп. Это касается не только Македонии, но и некоторых других балканских стран (Босния и Герцеговина, Черногория). Охридское соглашение 2001 г. между македонским правительством и албанцами, которое положило конец вооруженному конфликту с участием этнических албанских сепаратистов, заложило мину замедленного действия: позволяет трактовать его так хочется и центральным властям, и албанским радикалам. Албанцы трактуют его как право требовать дальнейших уступок, в частности, требовать преобразования Македонии в конфедерацию македонских славян и албанцев. Второй фактор – социально-экономический. Основная вина здесь лежит на Евросоюзе, который не может предложить Македонии внятную программу не только вступления ее в ЕС, но и вообще подключения к каким-то экономическим проектам. Если у Северной Африки есть «Средиземноморский союз», у постсоветских республик есть «Восточное партнерство», у скандинавских стран есть «Северное измерение», а балканские страны оказались выключены из этого процесса евроинтеграции. Словения и Хорватия приняты в ЕС, а другие остались за бортом этого процесса. Общая финансовая ситуация в ЕС не позволяет реально включать эти страны в какие-то проекты, поскольку не решен их статус, не ясно, будут ли они в составе ЕС и когда. Третья проблема носит конкретный характер – она связана с позицией нынешнего правительства Николы Груевского. Его деятельность вызывает критику как со стороны албанских радикалов, которым он в меру своих сил пытается противостоять, так и со стороны руководства ЕС (особенно Германии) и США – из-за его отказа присоединиться к антироссийским санкциям. А главное – из-за его согласия рассмотреть вопрос об участии Македонии . Дело в том, что Македония – ключевая страна на пути «Турецкого потока», поскольку если газ пойдет через Турцию и Грецию, ему придется идти либо через Болгарию (на что, очевидно, Россия вряд ли согласится, имея ), либо через Македонию. Те силы, которые явно или тайно не заинтересованы в расширении поставок российского газа в Европу, объективно заинтересованы в том, чтобы обрушить правительство Груевского. Эти три фактора соединились – и отсюда такая серьезная дестабилизация обстановки, которая может легко вовлечь и южную Сербию, и Черногорию, поскольку здесь задействован албанский фактор.
|