Минфин намерен запросить оттуда 3,170 трлн рублей Все ждали, что бюджет-2015 урежут по максимуму. В условиях кризиса и западных санкций это было бы оправдано — надо жить по средствам. Однако оказалось, что наиболее расходные части бюджета — военные и социальные — сокращению не подлежат. Более того, выяснилось, что придется серьезно (не меньше, чем на 6%) увеличивать индексации пенсий и зарплат бюджетникам. На заседании правительства 5 марта министр финансов Антон Силуанов представил свой план сокращения бюджета. фото: Михаил Ковалев Расходы формально сокращаются на 1 трлн рублей, но большая часть сокращений часть будет перенаправлена на статьи дополнительных социальных расходов. В результате реальное секвестирование бюджета пока составит всего лишь 300 млрд рублей. Получается псевдоэкономия — только за первые два месяца 2015 года доходы бюджета рухнули на 17%. То есть к концу года расходная часть превысит 15,1 трлн рублей, тогда как доходная не дотянет до 12,5 трлн. Дыру в бюджете, как и предполагалось, хотят закрыть за счет средств Резервного фонда. Но при такой политике «последняя кубышка» России иссякнет уже к середине 2016 года. Принимать бюджет 2015 года в нынешнем виде было нельзя изначально. Об этом говорили как независимые, так и многие правительственные эксперты. Начиная с прошлого августа цены на нефть, из которых главным образом наполняется казна, начали стремительное падение. К тому времени западные секторальные санкции, принятые в отношении российской банковской системы, начали оказывать свое разрушающее воздействие на Россию. Еще тогда — в октябре прошлого года — большинство экспертов настоятельно рекомендовали вернуть проект бюджета в правительство с тем, чтобы увеличить его дефицит с заявленных тогда 0,6% ВВП (около 650 млрд рублей) до того уровня, который был предложен 5 марта, — 2,7 трлн рублей (или 3,8% от ВВП). Однако в Госдуме под давлением Кремля, судя по всему, испугались политических последствий этого решения. Тогда положение еще можно было спасти без задействования Резервного фонда. Например, путем увеличения внутреннего заимствования. Получилось ровным счетом наоборот. Президента фактически подставили, заставив его утвердить явно неисполнимый бюджет, а теперь дыры в нем придется восполнять за счет последней копилки России — Резервного фонда. Другими словами, 5 марта Антон Силуанов порезал бюджет на 1 трлн рублей. Правда, это некорректная цифра. Потому что в бюджете-2015 заложен показатель инфляции гораздо меньше реальных показателей. Так, изначально предполагалось, что она не превысит 5,5%. Только уже с 1 февраля пришлось индексировать пенсии на все 11,4%. В течение года это продолжится. В результате из сэкономленного триллиона придется израсходовать на эти цели как минимум более 700 млрд рублей. В таком случае конечное урезание бюджета составит всего 300 млрд. Для сравнения: расходы бюджета составят 15,1 трлн рублей, тогда сокращение бюджета составит всего лишь 2% от его расходной части. Между тем его доходная часть, по оценке Силуанова, которая и так за январь-февраль упала на 17% от запланированного уровня, составит за весь год еле-еле 12,5 трлн. В результате Россия оказалась у «разбитого корыта». В этом году, как предлагает Силуанов, из Резервного фонда придется взять еще 2,6 трлн рублей к уже потраченным 500 млрд. Итого из «последней кубышки» нашей страны заберут 3,1 трлн. После чего в ней останется в лучшем случае 1,7 трлн, которых хватит при такой же политике властей максимум на первую половину 2016 года. Заметим, что это еще самый оптимистичный прогноз. Последние изменения бюджета построены на февральском прогнозе Минэкономразвития, который базируется на цене нефти в $50 за баррель, среднем курсе нацвалюты в 61,5 рубля за доллар, падении ВВП на 3% и сокращении реальных доходов населения на 6,5%. Хотя независимые эксперты грозят всеми 7% падения ВВП и 10% снижения доходов. Так что, очевидно, что бюджет-2015 придется пересматривать. Возможно, не один раз. ЦИТАТА. Министр финансов Антон СИЛУАНОВ: «Мы не могли не пересмотреть бюджет, поскольку коренным образом изменилась макроэкономическая ситуация. Доходы упали на 17%. Только за два месяца дефицит бюджета составил 770 млрд рублей. Сегодня на правительстве утверждены основные параметры. Хочу подчеркнуть, что в реальном выражении расходы мы сократили на 5%. 12,5 трлн рублей — показатель, который не будет меняться в любом случае. Даже если мы получим дополнительные доходы, то сократим траты из Резервного фонда». ЭКСПЕРТЫ «МК»: Игорь НИКОЛАЕВ, директор Института стратегического анализа ФБК: «Когда расходы бюджета сокращаются на 1 трлн рублей и Минфин одновременно предлагает до 3,7 трлн рублей взять из Резервного фонда, то этих средств хватает, чтобы сбалансировать бюджет. Даже при этом не исключено сокращение военных расходов. В этом направлении подвижки уже были сделаны. Например, говорилось о переносе выделения средств на более поздний срок в период до 2020 года. Когда кризис затягивается, то приходится резать и самые защищенные статьи бюджета. Поэтому сокращение военных расходов возможно, но произойдет это в самую последнюю очередь. В феврале МЭР в очередной раз обновило прогноз по развитию экономики. Сейчас он более реалистичный, чем тот, который был сделан полгода назад. Однако некоторые показатели от МЭР все еще далеки от правды. Так, инфляция, по прогнозу МЭР, в 2015 году составит 12,2%, в то время как только за первые два месяца цены взлетели на 6%. ВВП, по оценке МЭР, упадет на 3%. Мы же прогнозируем спад на 4%. В 2015 году доллар в среднем будет стоить 75 рублей, а нефть $50 за баррель». Моисей ФУРЩИК, глава экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике: «Сокращения расходов на 1 трлн рублей достаточно. В этом случае дефицит федерального бюджета составит 3–4% ВВП. Такой умеренный дефицит является разумным во время кризиса, так как бюджетные расходы имеют некоторый стимулирующий эффект. Однако без сокращения военных расходов даже такой секвестр будет крайне болезненным. Он затронет ключевые инвестиции и базовые затраты на человеческий капитал, создавая долгосрочные проблемы. При этом расходы на оборону и безопасность у нас могут выйти в район 40% федерального бюджета. Особенно в ситуации, когда, по заверениям руководства страны, мы не воюем даже с Украиной. Февральский прогноз МЭР является адекватным, но все равно остается слишком оптимистичным. По моим оценкам, средний курс доллара будет в этом году выше 70 рублей. Цены на нефть будут колебаться в довольно широком коридоре $40–70 за баррель. При этом главным пострадавшим от кризиса будет население. Инфляция явно превысит 15%, но адекватной индексации зарплаты не произойдет. Поэтому снижение доходов населения окажется не менее 10%». Анатолий АКСАКОВ, зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку: Сокращение расходов бьет по экономике, тем самым создаются проблемы с наполнением бюджета. Для начала нужно решить другую проблему. Сейчас на остатках предприятий, в том числе с госучастием, есть средства в 3 трлн рублей. Они находятся на банковских депозитах и не работают на экономику. Необходимо также исходить не из сокращения расходов, а из повышения эффективности использования средств бюджета. Что же касается февральского прогноза МЭР, то он пессимистичен. Статистика говорит об обратном. Так, данные по промышленности показывают, что импортозамещение началось — спрос на отечественную продукцию вырос. ВВП не упадет на 3 %, как предрекает МЭР. Я думаю, мы выйдем на 0%. Все зависит от расторопности чиновников. Между тем, колебания на нефтяном рынке, которые мы наблюдаем, доказывают, что цены на «черное золото» упав, все равно поднимаются. В 2015 году баррель нефти будет стоить $80, а доллар 50 рублей. Павел СИГАЛ, первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ: Судя по дефициту бюджета, секвестра на 1 трлн. рублей будет недостаточно, так как этот кризис будет затяжным. Касательно курса доллара, цен на нефть и доходов населения, то сейчас установилась равновесие. Это определяется спросом и предложением на нефть, запасами «черного золота», себестоимостью добычи. Цена в диапазоне $55-65 за баррель - равновесная величина. То же самое можно сказать и про курс рубля. Но в связи с сокращением деловой активности, падением ВВП, долгами организаций, в отраслях будут сокращения. Это приведёт к сокращению доходов населения. Не радует и оптимистичный февральский прогноз МЭР. Какой глубины будет падение зависит от чёткости антикризисных мер. Если эти меры будут не столько приняты, сколько реализованы, то тогда это смягчит ряд последствий кризиса.
|