ОНФ инициировал расследование беспрецедентного роста цен на бумагу В России за последние три месяца до 50% выросла стоимость бумаги, предназначенной для печати газет и журналов. Более того, некоторые производители, например, ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», уже уведомили издателей о втором за 2015 год повышении цен на 15% (письмо комбината имеется в распоряжении «МК»). В совокупности с прошлогодним ростом цен, падением рекламного рынка все это приведет к массовому закрытию печатных СМИ, сделав работу по их выпуску нерентабельной. фото: morguefile.com Вопрос стоимости бумаги для печатных СМИ ключевой, так как доля полиграфии в себестоимости газетно-журнальной продукции составляет 60–70%. После резкого роста курса евро и сильного удорожания импортной бумаги, на которой печаталось до 90% журналов, российские издатели постепенно начали переходить на более дешевую отечественную продукцию. Иногда даже в ущерб качеству, поскольку в России производится крайне небогатый ассортимент. Например, мелованной бумаги в России производится всего три сорта — вместо сотни заграничных аналогов. Впрочем, скуден не только ассортимент, но и количество производителей. Всего их семь, и четыре из них принадлежат иностранным компаниям, зарегистрированным в Швейцарии, Нидерландах, Германии и на Кипре. С октября-ноября 2014 года они почти синхронно начали поднимать цены. Притом что в предыдущие годы цены на бумагу росли не более 5% ежегодно. По данным Гильдии издателей периодической печати, стоимость тонны мелованной бумаги уже поднялась с 43,3 тыс. до 62 тыс. рублей, а тонны офсетной, на которой печатаются в том числе и некоторые газеты, — с 41,9 тыс. до 52,3 тыс. рублей. То есть рост составил 50 и 25% соответственно. С нового года ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» уже поднял стоимость газетной бумаги на 15% и сейчас уведомил потребителей о дальнейшем повышении на 12–15%. Нижегородский комбинат «Волга» тоже объявил о 5%-ном повышении цен с 1 марта и дальнейшем повышении цен с 1 апреля. «Соликамскбумпром» повышает цены на 15% с 1 апреля. Производители объясняют рост цен увеличением стоимости импортных расходных материалов в связи с девальвацией рубля. На самом деле импортные составляющие (химия) не превышают 10% затрат на производство. Очевидно, что «бумажники», почувствовав повышенный спрос, в частности, на меловку, просто хотят нажиться на кризисной ситуации. Интересно, что комбинаты до 75% газетной бумаги продают за рубеж. Там российская бумага намного дешевле своих аналогов в силу более низкого качества. Не исключено, что производители пытаются использовать внутренний рынок для компенсации низкой цены на бумагу на внешнем рынке. К чему все это может привести? Во-первых, к резкому сокращению тиражей вследствие либо увеличения цены на издания (в пропорции к затратам), либо ухода СМИ с рынка вообще из-за проблем с распространением. В этом смысле особенно уязвимы региональные газеты и журналы. Во-вторых, конечно, пострадает вся технологическая цепочка, завязанная на производстве: типографии, распространители, экспедиции и т.д. Поэтому без принятия экстренных мер в отрасли неизбежно начнутся необратимые процессы. Необходимо зафиксировать отпускную стоимость бумаги для печати отечественных газет и журналов хотя бы на уровне февраля 2015 года. В качестве дополнительной меры возможна отмена ввозных таможенных пошлин на бумагу и расходные материалы, не производимые или производимые в недостаточном объеме в России. «Недопустимо, чтобы несколько предприятий, стремясь нажиться на проблемах своих клиентов, поставили на грань выживания всю российскую прессу, — заявила «МК» руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко. — Мы обратимся в ФАС с просьбой оценить, не стоит ли за действиями семи предприятий монопольного сговора, и выяснить, насколько обоснованным является резкий рост цен на их продукцию, который начался осенью прошлого года. Кроме того, в качестве меры по стимулированию внутренних продаж обратимся в правительство, чтобы там рассмотрели возможность повышения экспортных пошлин на вывоз газетной бумаги и другой готовой целлюлозно-бумажной продукции за рубеж». Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией издатели намерены просить поддержки в Кремле.
|