В 2015 году подорожают путевки, авиаперелеты и страховка

В 2015 году подорожают путевки, авиаперелеты и страховка

Отдыхать за границей смогут только сверхбогатые

С начала года стоимость турпутевок за границу уже выросла в два раза. Если Госдума примет в этом году поправки в туристическое законодательство, которые накладывают дополнительные финансовые обязательства на туроператоров, то цены взлетят еще больше. «Часть расходов операторы и агентства неизбежно перенесут на плечи туристов», — заявила «МК» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

фото: Геннадий Черкасов

— Председатель Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности ТПП Юрий Барзыкин считает, что в 2015 году из 4 тыс. туроператоров с рынка исчезнут до тысячи. Вы согласны с такой оценкой?

— Это вполне реалистичный прогноз. Судите сами. С осени 2014 года рублевые цены на турпоездки выросли практически в два раза. При том, что их стоимость в долларах и евро не изменились. Средняя глубина продаж сократилась до 3 недель. Люди, из-за общей неопределенности, пока не торопятся заказывать туры на майские праздники или на лето. Кстати, по нашим наблюдениям активность клиентов напрямую зависит от колебаний курса: рубль стабилизируется — продажи растут, и наоборот.

Связанно это с тремя основополагающими причинами: девальвацией рубля, экономическим кризисом и, соответственно, падением потребительского спроса. Данные Росстата за 2014 год (они основаны на информации предоставляемой пограничной службой. — «МК») о количестве выехавших за границу туристов появятся только в марте. Но в целом мы согласны с оценкой агентства по «Ростуризму», что в 2014 за рубежом отдыхало на 15–20% меньше россиян (около 13–14 млн человек. — «МК»), чем в 2013 году. Причем основное падение пришлось на сентябрь-декабрь. Как ни странно, в 2014 году поток туристов вырос в четыре страны: в Турцию — на 10%, Египет, Кипр, Венгрию — на 2–4%.

— Что же будет дальше?

— Каким будет лето 2015 года, что будет продаваться и по каким ценам, серьезные аналитики и представители отрасли пока не прогнозируют. По крайней мере, до конца марта, когда станет понятно, о чем договорятся туроператоры и авиаперевозчики. На данный момент очевидно, что полетные программы только из регионов сокращены не менее чем на 35%. Основной объем рейсов остается только из мегаполисов вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга. Количество чартеров из Нижнего Новгорода, Самары, Новосибирска и других городов уменьшится до минимума. Пока договориться с перевозчиками о приемлемых ценах сложно. Цена билетов повысилась как на регулярных, так и на чартерных рейсах.

Повышение составило от 7% (чартеры) до 12–16% (регулярка). Причем на регулярных рейсах повышение произошло по сути из-за распоряжений IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), которая подняла тарифы на перевозки, проиндексировав их в соответствии с курсом. В качестве практического совета мы рекомендуем людям планировать и выкупать туры на летние отпуска до наступления лета. Поскольку ситуация непредсказуемая, то цены наверняка еще поднимутся.

— В конце февраля Госдума планирует принять в первом чтении поправки в туристическое законодательство, которые накладывают дополнительные финансовые обязательства на туроператоров. Если закон примут, не станет ли это еще одним фактором повышения цен?

— Несомненно, если закон будет принят в том виде, в котором он внесен в Думу, то часть расходов неизбежно ляжет на плечи туристов. Разработчики предлагают увеличить объем финансовых гарантий туроператоров, по сути, в десять раз. Для компаний, которые уже работают в сфере выездного туризма, это будет равно 3% от среднегодовой стоимости турпродукта за вычетом налогов. Таким образом, размер финансового обеспечения может увеличиться со 100 млн рублей до миллиарда. А для структур, впервые выходящих на рынок, эта сумма увеличится в 1,5 раза — с 30 млн до 50 млн рублей.

Удивительно, что этот документ ставит своей основной задачей защиту прав потребителей. Но в результате потребитель не только не будет защищен, так ему еще и придется больше платить за свой отдых. Так, туроператоров собираются заставить платить страховщикам на порядки больше, чем сейчас. Однако большинство надежных страховых компаний, входящих, например, во Всероссийский союз страховщиков (ВСС), не хотят работать с туристической индустрией. Зато появилось много непонятных и, самое главное, ненадежных страховых компаний, которые готовы предоставлять финансовое обеспечение операторам. Таким образом, при принятии законопроекта в его нынешнем виде сложится ситуация, когда туристам придется платить больше за снижение уровня своей защищенности.

— Вы считаете, что поправки могут привести к созданию искусственного дефицита туров как по российским регионам, так и по миру?

— Они вводят ограничения по договорам между участниками рынка. Речь идет о том, что агентства будут обязаны работать с клиентами только по одной форме договора — от имени и по поручению туроператора. Это означает существенное сокращение географического покрытия по предоставлению услуг, особенно в небольших городах. Далеко не всегда туроператоры будут готовы предоставлять мало знакомым агентствам доверенности и брать на себя ответственность за них по сбору денег и продажам туров. Есть вероятность, что руководители агентства окажутся либо нерадивыми предпринимателями, либо вообще мошенниками.

То есть практически гарантированно сотни тысяч человек не смогут покупать в агентствах туры в любом направлении, в том числе по России. А как известно, внутренний туризм сейчас переживает бум. А законопроект настолько ограничивает свободу предпринимательства внутри бизнеса, что дефицит турпродуктов в регион практически гарантирован.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей