ФАС останется при сахарном «базаре» После праздников в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило рекордное количество обращений — почти 700. Такого еще никогда не было за все время существования «горячей линии», с 14 августа 2014 года. Сейчас граждане обеспокоены прежде всего ценами на сахар (238 жалоб), молоко и молочные продукты (109), овощи (88), яйца (78), гречку (62). По данным Росстата, только за первые недели января розничные цены на сахар в России выросли почти на 6% и составили в среднем 52,3 рубля. фото: morguefile.com Еда дорожает. Люди с этим уже смирились. Но не кошки. По результатам проверок на рынке сахара ФАС возбудило дело против трех заводов в Пензе, которые подозреваются в ценовом сговоре. По признакам необоснованного повышения еще два «сахарных» дела заведено в Омске. В ближайшее время будут обнародованы итоги расследования по хлебу. На днях состоялась встреча Дмитрия Медведева с главой ФАС России Игорем Артемьевым, где обсуждалась ситуация с ценами на продукты. Ведомство получило добро от правительства на использование всего арсенала антимонопольных средств, чтобы сбить волну спекулятивных ожиданий на рынке. Массированные проверки продолжатся, в том числе при активном содействии Генпрокуратуры. А также при непосредственном участии граждан через «горячие линии», работающие во всех регионах. Как заметил Росстат, цены на продукты в январе растут в четыре раза быстрее, чем год назад. Минэкономразвития оценивает текущую годовую инфляцию уже в 16%. Правительство пока не включает механизм заморозки цен, так как это неизбежно приведет к дефициту продовольствия. Согласно Закону «О торговле», у него есть такое право, если за месяц цены на социально значимые товары вырастут на 30%. По прогнозам ретейлеров, кризис выдавит с рынка около 35% мелких и средних игроков, главным образом в регионах. И тем не менее у продовольственной розницы еще не самое критичное положение. Еда нужна народу каждый день, а вот покупку модной одежды или авто можно отложить и до лучших времен. Так что «несъедобным» ретейлерам придется значительно хуже. Торговые сети считают, что собственное производство под своей торговой маркой является тем единственным спасательным кругом, который позволит им остаться на плаву. В связи с этим в новой кризисной стратегии делается упор на расширение числа локальных производителей, а также экономию на упаковке и маркетинговом продвижении. Своя торговая марка позволит заполнить полки товаром даже в случае перебоя с поставками. И, что самое главное, она отличается низкой ценой. Многие сетевые ретейлеры уже перестроились на работу в условиях спада и организовали производство под собственной торговой маркой (СТМ). Под СТМ продаются хлеб, мука, крупы, яйца, макароны, молочные продукты, вода, мясо, рыба, консервы. Сравним цены раскрученного бренда и СТМ. 2 кг муки высшего сорта: 76,90 и 36,67, 1 литр подсолнечного масла: 89,90 и 52,90, макароны 400 г: 34,90 и 11,90. Разница ощутимая. Демпинговые цены привлекают покупателя и помогают ретейлеру выжить, оставив позади конкурентов. Руководство торговых сетей вынуждено прибегнуть к такому болезненному способу экономии, как сокращение персонала. Об этом уже открыто говорят в разноформатной рознице, включая гипермаркеты. Ретейлеры замечают, что поведение покупателей продолжает меняться. Еще осенью прошлого года начался отток из гипермаркетов, так как люди боятся там купить что-то лишнее в ущерб своему семейному бюджету. Продолжается исход покупателей из дорогих супермаркетов в «экономы», дискаунтеры и небольшие магазины у дома. А «премиум»-формат превращается в средний, открывая новые торговые точки по доступным ценам. Подорожание не обошло стороной и кошачье племя, вернее сказать их владельцев. С января зоомагазины работают уже по новым ценам. Немецкий мягкий корм (пауч) 100 г теперь стоит 52 рубля (+5 руб. по сравнению с декабрем). Сухой «премиум» 400 г для кошек, живущих в помещении, — 248 (+32). Наполнитель для туалета в белых гранулах (10 л) пока не подорожал — 680 рублей, но это дело времени. Выросли цены на лекарства для животных. Если ваш питомец в «премиуме», кошачьи диетологи не рекомендуют его переводить в «эконом». Можно найти более дешевый аналог в том же классе. Так, французский пауч (85 г) «премиум» стоит 34 рубля, а в гипермаркете еще дешевле — 30,39. Скромный кошачий домик сейчас продается по цене более тысячи рублей, а гобеленовая роскошь — 2300 и выше. Плоскую когтеточку можно купить за 355 рублей, а более «навороченную» — за 1330. Самая дешевая переноска обойдется в 800 рублей. На чем можно уж точно сэкономить, так это на игрушках. «Премиум»-мячики по цене 195 рублей за 2 штуки заменит бумага, скрученная в шарик. А «дразнилку» с перышком по цене 260 руб.
|