А в 2015-м денег осталось только на «хлебушек» «МК» проанализировал, что происходит с непродовольственными товарами длительного пользования: автомобилями, бытовой техникой и электроникой. Цены на них выросли еще в конце прошлого года, но по-разному. Машины в рублях подорожали на 40%, а стоимость некоторых гаджетов скакнула аж на 60%! При этом после новогодних распродаж рынки вошли в глубокий потребительский спад, который продлится весь год. Например, треть отечественных автодилеров, а это почти 1,5 тыс. компаний по всей стране, закроются или окажутся на грани банкротства. фото: Геннадий Черкасов Россияне пессимистично оценивают состояние отечественной экономики. По данным исследовательского холдинга «Ромир», подавляющее большинство респондентов уверено, что экономическая ситуация в уходящем году ухудшилась. 44% заявило о плохом состоянии семейных финансов. Только каждый десятый опрошенный полагает, что в 2015-м произойдут хоть какие-то положительные сдвиги. При этом индекс потребительской активности граждан в ноябре-декабре 2014 года (он рассчитывается «Ромир» по методике, учитывающей уровень потребления и динамику цен на более чем сто продовольственных и непродовольственных товаров в крупных и средних городах) превысил аналогичный показатель 2013 года более чем на 20%. Парадоксом это не является. Дело в том, что у граждан в кризис меняются мотивы покупательского спроса. К традиционной новогодней лихорадке добавляются желание повыгоднее распорядиться обесценивающимися деньгами, ну и, конечно, так называемый дефицитный ажиотаж. Вроде того, что наблюдался на гречку или соль. Разумеется, автомобили не являются товаром первой необходимости, но объем их производства и потребительский спрос, как лакмусовые бумажки, отражают состояние экономики в целом. Если эти показатели растут — значит, все хорошо. В мире существует много прецедентов, когда именно автопром вытаскивал страны и общества из экономической пропасти. Отечественный рынок емкий и глубокий, за него бьются все мировые бренды. У нас огромный потенциал: в России 46 млн авто, больше половины старше 10 лет. Россияне просто влюблены в «четырехколесных друзей» (у меня, например, много знакомых, готовых часами простаивать в пробках, лишь бы не ехать на метро). «На самом деле наш рынок падает с марта 2013 года за исключением двух всплесков: в декабре 2013-го и марте 2014-го, а теперь еще и в ноябре-декабре 2014 года, — утверждает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. — В 2013 году было продано 2,78 млн, в 2014-м — около 2,5 млн автомобилей: из них 1,9 млн произведено в России и 600 тыс. импортировано. В следующем году мы реализуем дай бог только 1,5 млн машин. Отечественное производство упадет до 1,2 млн, импорт — до 300 тыс. Это близко к катастрофе. Мы вернемся к уровню 2009 года». Ведущий менеджер одного из крупнейших столичных салонов, Александр Борисов, торгующего немецкими автомобилями среднего и премиум-класса, объяснил, за счет чего в конце прошлого года произошел рост. «Когда началось резкое ослабление рубля, большинство автопроизводителей отложили повышение цен на 1 января, — пояснил эксперт. — В течение года цены немного, на 1–5%, двигались вверх, но, когда курс начал валиться, возникла неожиданно выгодная для покупателей ситуация: весной за $50 тыс. можно было купить один автомобиль, а в последние два месяца года — две такие машины. Таким образом, в ноябре было продано 230 тыс. машин, в декабре — 300 тыс., и Россия, обогнав Великобританию, стала вторым рынком в Европе вслед за Германией — в целом за год мы на третьем месте. Таким образом люди защищали свои сбережения. Но компании рассчитываются в долларах и евро, и получается, что один автомобиль человек купил, а второй ему подарили». В результате при средней стоимости автомобиля в России 1 млн рублей, по данным РОАД, за два месяца дилеры недосчитались прибылей в $700–800 млн. Пока существенного сокращения дилеров в России не произошло: в 2014 году из более 4 тыс. обанкротилось 311, а вновь создано 290. Кстати, некоторые компании вели себя в конце года, мягко говоря, нецивилизованно, принуждая клиентов за уже оплаченные автомобили дополнительно приплачивать 5–10%. В противном случае отказывались отдавать ПТС. Как правило, менеджеры ссылались на производителей, которые подняли отпускные цены. Сейчас все склады практически обнулены. Старые запасы распроданы. С 1 января начался тяжелый период. Гарантировано повышение цен на 20–40%: у кого-то сразу, у кого-то постепенно — в зависимости от марки. Упомянутый менеджер Александр Борисов рассказал, что в середине декабря одна из новинок немецкого автопрома у них в салоне продавалась за 2,8 млн рублей, а сейчас уже за 3,4 млн, то есть цена подскочила почти на четверть. Он полагает, что доля премиум-сегмента на рынке уменьшится несильно: со 190 тыс. до 150 тыс. машин в год. Больше всего пострадают массовый средний класс и дешевые авто — там и производство сократится, в том числе на «Автовазе», и цены вырастут. Помимо общего спада в экономике есть и другие причины неизбежного снижения покупательского спроса. В 2014 году 37%, или порядка 1 млн, автомобилей продавались в России в кредит. Однако после поднятия ЦБ ключевой ставки до 17% все коммерческие банки резко повысили тарифы, а некоторые, включая госбанки, вообще остановили такие программы. А автоссуды по ставке 23–29% в Москве и за 30% в регионах никому не нужны. Впрочем, это не предел, поскольку вполне вероятно, что мегарегулятор в ближайшее время еще поднимет ключевую ставку. Одновременно растет количество не одобренных банками кредитов. Не стоит сбрасывать со счетов и резкое повышение тарифов автострахования. В течение 2014 года стоимость каско выросла на 20–25%. Для сравнения: в 2013-м — только на 2%. В этом году ОСАГО подорожает в среднем на 25%. Постепенно увеличивается и транспортный налог. В 2013 году за 140 «лошадей» владелец машины платил в столице около 4,2 тыс. рублей, а в прошлом — 4,9 тыс. Добавьте к этому рост стоимости топлива и техобслуживания, за счет удорожания запчастей. «Более трети дилеров по всей стране (1,3–1,5 тыс. — «МК») могут просто не пережить текущий год, — продолжает представитель ассоциации автодилеров Олег Мосеев. — Снижение объема рынка на 1000 автомобилей влечет за собой закрытие одного дилерского предприятия, а это в среднем 80 рабочих мест. Кроме того, произойдет сокращение рабочих мест непосредственно на производствах и в смежных отраслях. Сработает эффект домино, и, по нашим подсчетам, до 100 тыс. человек потеряют работу». Что же государство? Пока из мер поддержки отечественного автопрома в 2015 году реально принята только одна. Продлена программа утилизации, на которую в первом квартале выделено 10 млрд рублей. Еще в Минпромторге планируют реанимировать программу льготного автокредитования — субсидирования процентных ставок. Но здесь ничего не ясно: ни размер госкомпенсации, ни максимальная стоимость покупаемой машины, ни минимальный первый взнос. Ходили разговоры, что правительство разрешит использовать материнский капитал на покупку машины. Но вице-премьер по социалке Ольга Голодец выступила категорически против, и тема заглохла сама собой. Госпрограмму «Автопром-2020» брать в расчет не стоит, так как она направлена на повышение инвестиционной привлекательности российской автомобильной отрасли в целом, и отдача от нее ожидается в долгосрочной перспективе. По данным Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), ежегодные отраслевые итоги пока на стадии подведения. Но тенденции в принципе уже известны. В отличие от предыдущих пяти лет, когда отечественный рынок бытовой техники и электроники (БТиЭ) активно развивался, достигнув совокупного объема в 1,2 трлн рублей, в 2014-м произошла стагнация: рост будет, но небольшой. При этом производство БТиЭ демонстрировало отрицательную динамику на протяжении почти всего года. По итогам января–сентября спад составил 10,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В конце ноября прошлого года директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов в интервью «МК» утверждал, что подорожание стартует с января 2015 года, когда иссякнут старые запасы сетевого ритейла. «Тогда я прогнозировал до 20% рост цен на смартфоны, планшеты, фото- и видеокамеры, автомагнитолы, мелкую бытовую кухонную технику — миксеры, блендеры; фены, бритвы, — заявил вчера Гуськов. — Этот сегмент у нас вообще не производится. Но жизнь, как всегда, внесла коррективы. На сегодняшний день многие гаджеты подорожали на 40–60%. Остальные товары не более чем на 30%. Все-таки большинство российских розничных компаний работают по рублевым контрактам, и довольно много техники, в том числе иностранных производителей, собирается в европейской части России: 95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников, более 60% микроволновых печей». Представитель пресс-службы крупного российского сетевого ритейла Юлия Зотова подтвердила, что в IV квартале потребительский спрос увеличился. «Розничные продажи нашей сети выросли на 52% в сравнении с аналогичным периодом 2013 года, — сообщила Зотова. — Аномально высокий спрос на бытовую электронику обусловлен, с одной стороны, колебаниями валютного курса, а с другой — пока еще стабильными ценами. В сезон «высоких продаж» наш оборот вырос на 73% — до 43 млрд рублей против 25 млрд рублей в декабре 2013 года». Менее оптимистично настроена директор по связям с общественностью другой компании Ирина Цеплинская. Она считает, что повышение розничной стоимости БТиЭ неизбежно. На начало 2015 года оно составило в среднем 20–30%, и связано это со значительным ростом отпускных цен у поставщиков. При этом в настоящий момент цены держатся на уровне конца прошлого года. Что будет дальше, представители отрасли не комментируют, замечая, что многое зависит от макроэкономики. Тем не менее, составляя бизнес-планы на 2015 год, крупнейшие отечественные сетевики разработали несколько сценариев развития событий. В любом случае даже самые оптимистичные варианты никакого подъема в этом году не предусматривают.
|