Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?

Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?

В 2015 году мы окажемся на грани самого жесткого экономического кризиса за весь постсоветский период

Рубль упал почти вдвое, инфляция достигла 10%, а цены на нефть (наше главное достояние) не внушают оптимизма. ВВП топчется на месте, а в будущем году рискует упасть на несколько процентов. Это может привести к массовым банкротствам, росту безработицы и заметному падению уровня жизни.

А может быть, все наладится. И даже раньше, чем через два года, как это обещает Владимир Путин. Правда, для этого нужна отмена западных санкций, которые отрезали Россию от глобальных финансовых рынков, что существенно ослабило рубль, а также отказ саудитов от обвала нефтяных цен.

«МК» опросил своих экспертов: «кто виноват?» и «что делать?».

фото: Кирилл Искольдский Мировые цены на нефть падают, но стоимость горючего в России продолжает ползти вверх. Смогут ли россияне наполнять бензобаки или средств останется лишь на считаные литры?

Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?Игорь НИКОЛАЕВ (И.Н.), директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики;

Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?Константин БАБКИН (К.Б.), сопредседатель Московского экономического форума, лидер Партии дела;

Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?Константин СИМОНОВ (К.С.), директор Фонда национальной энергетической безопасности;

Крест на российской экономике: чтобы ее спасти, необходимо поменять правительство и ЦБ?Валентин КАТАСОНОВ (В.К.), профессор кафедры международных финансов МГИМО, глава Русского экономического общества имени С.Ф.Шарапова (русский экономист, живший в 1855–1911 годах, придерживался монархических взглядов).

И.Н.: — Ответственность в данном случае лежит и на правительстве, и на властях в целом. Печально, что мы до сих пор не диверсифицировали экономику и не слезли с так называемой «нефтяной иглы». В результате падение цен на нефть стало одной из фундаментальных причин ослабления национальной валюты.

Существенную роль сыграло также стремительное погружение российской экономики в рецессию. Небезупречно действовал и ЦБ, совершавший тактические ошибки. Пытались перейти к свободному курсу рубля — не следовало об этом заблаговременно заявлять. Эти слова были восприняты однозначно: если переходим к свободному курсу — значит, надо бежать, менять рубли. Но не это определяет тенденцию к ослаблению рубля. Когда существуют фундаментальные причины, противостоять им сложно. Справедливости ради надо отметить: оказали влияние также санкции, в результате которых заимствовать валюту на западных рынках капитала российским компаниям стало практически невозможно.

К.Б.: — Проблемы накапливались лет пятнадцать. Рубль был переоценен. Спекуляции безусловно были, но не они стали главной причиной обрушения национальной валюты. Просто в нашей экономике давно нарастало напряжение, ответственность за которое несет правительство, в частности Минфин и ЦБ. Фундаментальная экономическая политика была в целом неверной. Власть занималась не развитием производства и созданием рабочих мест в промышленности и сельском хозяйстве, а лишь борьбой с инфляцией. Также на протяжении последних пятнадцати лет постоянно повышались налоги.

К.С.: — В России, когда падают цены на нефть, падает и курс рубля. Выгодно это правительству, которое таким образом закрывает дыры в бюджете. Власти поощряли этот процесс, пытаясь заниматься так называемой управляемой девальвацией национальной валюты..

Однако здесь существует тонкая грань. До обвала — один шаг. К стремительному краху рубля привели глупые действия ЦБ. Посмотрите: сначала его руководство изображало из себя «рыночников», боясь любого вмешательства. Дескать, отпускаем рубль в свободное плавание, отказываемся от обязательной продажи экспортерами валютной выручки, накачиваем рынок ликвидностью, причем не только прямо кредитуя, но и скупая облигации, выпущенные экспортерами. Когда вся рублевая масса пошла на валютный рынок, рубль начал валиться. После решения ЦБ о поднятии ключевой ставки до 17% все поняли, что дешевых кредитов не будет, и в панике ринулись скупать доллары, что окончательно добило национальную валюту. Именно безграмотные действия ЦБ привели к кризису.

В итоге пришли по сути к директивному управлению валютным рынком, обязав пять крупнейших экспортеров продавать до $1 млрд ежедневно.

В.К.: — Виновата глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Еще летом первый заместитель ЦБ Сергей Швецов анонсировал «свободное плавание рубля», дав тем самым сигнал спекулянтам: делайте что хотите. Решение Банка России поднять ключевую ставку сразу c 10,5% до 17% обеспечило такой шторм на валютном рынке, какого Россия не видела с 1998 года.

Своими действиями он подорвал доверие банков к своей монетарной политике и практически закрыл рынок межбанковских кредитов (которые выросли свыше 20%), кредитование предприятий, а также ипотеку и рынок потребительских займов. Все это грозит тем, что экономика России свалится в рецессию. Без сомнения, чтобы исправить ситуацию с курсом рубля, нужны были другие меры.

И.Н: — О 30 рублях за доллар можете забыть. Наступила новая реальность. Некоторое время доллар будет стоить примерно 60 рублей. Но вскоре ослабление российской валюты продолжится. С учетом того, что мы только погружаемся в кризис, стабилизируется курс рубля только через 4–5 лет.

К.Б.: — Это невозможно. Дешевый рубль выгоден для отечественного производителя.

К.С.: — Времена, когда доллар стоил 30 рублей, уже не вернутся. Но я верю, что коридор в 40–50 рублей возможен в следующем году, даже при цене на нефть в $60. Многое зависит от нефтяной конъюнктуры. США сознательно вывели миллиарды долларов с рынка «бумажной» нефти — нефтяных фьючерсов. В США сокращаются программы бурения сланцевой нефти. Правда, американцы утверждают, что за последнее время им удалось снизить себестоимость добычи до $50.

В.К.: — 30 рублей за доллар сейчас кажется чем-то нереальным. Много воды должно утечь, чтобы он вернулся к этой отметке. Необходимо существенно снизить зависимость бюджета от нефтедолларов, для чего провести серьезную перестройку экономики, сродни первым советским пятилеткам.

И.Н.: — Цены стабилизируются на уровне $50–60 за баррель в течение 2–3 месяцев.

К.Б.: — В среднесрочной перспективе не возьмусь предсказывать. Если посмотреть на несколько лет вперед, то нужно понимать, что мировое население растет, и его запросы тоже увеличиваются. Спрос на энергоносители будет расти. Соответственно, «черное золото» будет дорожать.

К.С.: — Если США решит, что принятых мер недостаточно для достижения политических целей, они в состоянии уронить нефть еще больше. Но $20 за баррель, как предсказывают саудиты, не будет точно. Продержится цена в интервале $50–60 не более полугода. Дальше начнется восстановление. Наказывая Россию, американцы укрепляют своего главного экономического противника — Китай.

В.К.: — В краткосрочной перспективе нефть еще может подешеветь. Но во второй половине 2015 года, я уверен, начнется восстановление. Ключевые игроки обязательно отыграют потери. Как наша нефтянка переживет эти эксперименты? Произойдет окончательная монополизация отрасли.

И.Н.: — Инфляция будет и дальше расти. Если в 2015 году она составит 14–15%, то это еще будет чрезвычайно хороший результат. Причем ценники взлетят на все. Что касается среднего класса, то его численность поредеет. Правда, произойдет это не в будущем году. Главные трудности наши соотечественники испытают в 2016–2017 годах.

К.Б.: — Есть два варианта развития событий. Если правительство продолжит проводить экономическую политику, которая не стимулирует производство, тогда проблемы в нашей стране, включая растущую инфляцию, будут только усиливаться. В результате нас ждут сокращения, рост безработицы. Либо Россия покажет способность к обновлению. Но для этого нужно сменить правительство и ЦБ.

К.С.: — Разговоры о зависимости от «нефтяной иглы» надоели. Вот вам последние примеры. Заявили об амнистии капитала — и где она? Сказали о помощи малому и среднему бизнесу, но ничего для этого не сделали. Ввели мораторий на повышение налогов, но перед этим их подняли. Действия ЦБ вообще не поддаются логике. Если действовать грамотно и своевременно, то и рецессии можно избежать, и инфляция будет на уровне 9–11%.

В.К.: — Инфляция — нарушение баланса между товарной и денежной массой. У нас сегодня денежная масса равна 40% от ВВП. Это ненормально. В Китае — более 100%. Реальных действий по предотвращению кризиса правительство не предпринимает.

В 2012 году даже МВФ был вынужден снять запрет на введение валютных ограничений для стран, которые столкнулись с кризисом на своем рынке. Но наши денежные власти, отказываясь от этого, просто не имеют реальных рычагов управления валютным рынком.

Чтобы экономика ожила, нужны дешевые деньги, введение ограничений на движение капитала и вывоз инвестиционных доходов. .

И.Н.: — Еще в сентябре мы прогнозировали, что снижение ВВП в 2015 году составит от 2% до 4%. Это существенный спад. Впрочем, тревогу вызывает скорее не будущий год, а 2016–2017 годы. Надо понимать, что нынешний кризис отличается от предыдущих. Он другой по своей природе и по продолжительности.

К.Б.: — В этом вопросе все зависит от действий правительства. Я так понимаю, что власть и не планирует снижать налоговую нагрузку, ставки по кредитам и так далее. Пока я не вижу мер, стимулирующих производство в нашей стране и, следовательно, создание рабочих мест.

И.Н.: — Когда слышишь о неизбежности роста, появляются, честно говоря, сомнения. На чем основывается такая уверенность в неизбежности экономического роста?

Президент ошибается в своей аргументации. Внешнеэкономическая конъюнктура будет меняться только тогда, когда цены на нефть перестанут падать. Но они в этом же обозримом будущем не отскочат на комфортный для России уровень, который бы гарантировал ее экономический рост (где-нибудь за $120 за баррель). Не отскочат, потому что наступает новая реальность на мировом рынке энергоносителей, связанная прежде всего с успешной реализацией США сланцевых перспектив. Так что если и скорректируются цены, то все равно они останутся на критично низком для России уровне (полагаю, где-нибудь в районе $50–60 за баррель). Нет, не хватит нам двух лет для выхода из кризиса. Не стоит тешить себя иллюзиями.

Через два года не только все не закончится, а как раз к этому времени следует ждать самую тяжелую фазу кризиса: резервные фонды правительства будут в значительном своем объеме потрачены, истощатся и международные резервы Банка России в целом, федеральный бюджет станет устойчиво дефицитным, многие регионы станут фактическими банкротами, снижение жизненного уровня народа станет явным и т.п.

Четыре-пять лет — вот реальный срок для выхода из кризиса. И это в лучшем случае.

К.Б.: — Чтобы прогноз главы государства сбылся, необходимо сменить правительство. Если сделать это в течение полугода, то тогда можно и говорить об окончании кризиса в ближайшие два года. В противном случае еще большее ухудшение состояния российской экономики неизбежно.

И.Н.: — В 2015 году массовых закрытий предприятий и катастрофической безработицы не будет. Определенный запас прочности пока имеется.

К.Б.: — Закрытие предприятий и безработица, безусловно, будут.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин, 29 сентября:

«Стоимость нефти не опустится ниже $90 за баррель».

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, 2 октября:

«Ни одной из стран не выгодны цены на нефть в $60. Достижение этой отметки нереалистично. Такое резкое падение цены невозможно».

Президент России Владимир Путин, 17 октября:

«Если мировые цены удержатся на $80, то производство рухнет. У основных добывающих стран тоже бюджет посчитан из расчета $80 долларов с небольшим, под $90».

Председатель правительства Дмитрий Медведев, 11 ноября:

«Фундаментальных причин для дальнейшего ослабления рубля не существует. Основные показатели экономики стабильны, резервы для развития и поддержки есть».

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, 15 ноября:

«Рубль имеет большой потенциал укрепления даже при падении цен на нефть».

По декабрьскому прогнозу Минэкономразвития, цены на нефть в 2015 году в среднем составят $80 за баррель, инфляция — 9,4%, среднегодовой курс доллара — 49 рублей. ВВП упадет на 0,8%. Впрочем, в ведомстве Алексея Улюкаева надеются, что промышленность вырастет на 1,1%. Впрочем, оснований для этого пока не видно — так как, по прогнозам того же Минэкономразвития, инвестиции упадут на 3,5%.

Соответственно, доходы населения снизятся на 2,8%, а зарплаты — на 3,8%. Очевидно, что потребительский спрос сократится — на те же 3,8%. Кроме того, отток капитала в 2014 году обещает составить не менее $125 млрд, а в 2015 году — $90 млрд.

Только такие прогнозы уже есть. Например, в середине декабря ЦБ опубликовал стрессовый сценарий на 2015 год при цене на нефть в $60 за баррель. В этом случае Банк России ожидает падения ВВП в 2015 году на 4,6%, инфляцию — до 9,8%. В базовом сценарии при $80 за баррель ЦБ ожидает снижения ВВП на 0,7%, а инфляцию — в 5,5–6%.

У независимых экспертов оценки еще хуже. Председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин уверен, что в 2015 году нас ждет полномасштабный экономический кризис: ВВП упадет на 4%, инфляция достигнет 12–15%, разорятся многие крупные и средние компании, вырастут неплатежи и безработица.

— Информационное агентство Bloomberg составило «Пессимистический гид по миру-2015», в котором утверждает, что Россия с большой долей вероятности скатится в рецессию в 2015 году, а роста ВВП не будет на протяжении четырех кварталов подряд;

— Всемирный банк прогнозирует, что «среднегодовая цена нефти в 2015 году составит $70. Тогда ВВП России в 2015 году сократится на 1,5%. Избежать рецессии наша страна сможет только в случае подорожания нефти до $85 за баррель;

— Bank of America Merrill Lynch также прогнозируют снижение нашего ВВП на 1,5% в связи с пересмотром в меньшую сторону прогнозных цен на нефть.

Однако это еще не самый плохой прогноз со стороны Запада:

— крупнейший американский инвестиционный банк JPMorgan опубликовал обзор, в котором прогнозировал спад экономики России до 3,3%. По мнению JPMorgan, рост цен превысит 10%;

— аналитики датского Saxo Bank предрекают России «мощнейшую экономическую бурю», после которой придется начинать «все с чистого листа, как в 1998 году». Кстати, ряд предсказаний Saxo Bank сбылся: например, произошло резкое падение цен на нефть;

— По оценке международного рейтингового агентства Moody's, ВВП России в 2015 году упадет на 5,5%.

— и это еще не самая большая крайность. Министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Нуйами в конце декабря заявил, что страны ОПЕК не снизят добычу нефти даже при ценах в $20 за баррель. Это не намек. Министр говорит прямым текстом: цены упадут еще больше и могут достигнуть самой низших отметок. При $20 за баррель падение российского ВВП составит 10%.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей