Как выжить муниципалитетам в кризис? Рецепты от КГИ Кудрина: туры в глубинку и переучёт имущества

Как выжить муниципалитетам в кризис? Рецепты от КГИ Кудрина: туры в глубинку и переучёт имущества

Комитет гражданских инициатив обсудил состояние местного самоуправления

Тенденцию к отказу от прямых выборов мэра и ограничению возможностей муниципалитетов прогнозируют эксперты Комитета гражданских инициатив, возглавляемого экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Об этом было объявлено на круглом столе КГИ в четверг в Москве. Эксперты обсудили ход муниципальной реформы, стартовавшей в мае, и пришли к выводу, что установленные сроки оказались очень тяжелыми: часть регионов даже чисто технически не успевает определиться с моделями муниципального управления.

фото: Михаил Ковалев

Напомним, что после принятия закона регионы должны были сами выбрать для себя структуру МСУ (№136-ФЗ) — такая возможность выбора была одной из уступок регионам, на которую пошел федеральный центр в процессе обсуждения «муниципальной реформы». Однако на сегодняшний день для анализа доступны законы только 36 субъектов Федерации из 85. Почему? «По всей вероятности, законы в других субъектах приняты совсем недавно, - заявил руководитель проектов Фонда Кудрина, председатель Экспертного совета Союза Российских городов Андрей Максимов. - Основная часть регионов если и приняла закон, то в последний момент, без детальной проработки».

По данным, представленным в докладе Максимова, основная тенденция – это отказ от прямых выборов мэра и депутатов муниципального района. Модель сити-менеджера (мэра-назначенца) закреплена в 13 регионах, тогда как модель сильного мэра (выборного мэра) самоуправления осталась только в 5 регионах. А вариативность модели закреплена только в Воронежской области, Бурятии и Ханты-Мансийском автономном округе.

Что касается представительных органов: прямые выборы депутатов районных советов закреплены в 14 субъектах Федерации. Ещё в 14 будет действовать модель «делегирования» - это когда граждане напрямую избирают только муниципальных депутатов, а потом каждый муниципалитет определяет, кто будет представлять образование в совете следующего уровня. 5 субъектов сохранили вариативность выборов. Андрей Максимов отметил, что выбор модели субъективен: «Не просматривается ни общее основание, ни единая логика, ни закономерность». Главная проблема в реализации закона: субъекты Федерации теперь больше вмешиваются в жизнь муниципалитетов и подменяют своей властью возможности муниципальных сообществ.

И самое главное - нерешенным остаётся денежный вопрос. Муниципальные управленцы уже давно стонут, что основную массу налогов у них «забирают» в региональный и федеральный бюджеты. А тут ещё и кризис на носу... Правда, власти наконец готовы дать муниципалам право оставлять для своего пользования некоторые налоги. Например, вводимый с 1 января налог на имущество физлиц. В Москве вводятся муниципальные торговые сборы, которые в перспективе могут быть распространены на всю страну. «МК» спросил экспертов теоретиков и практиков, как жить российским муниципалитетам в период экономической рецессии?

Андрей Максимов, руководитель проектов Фонда Кудрина, председатель Экспертного совета Союза Российских городов:

- Финансовое положение муниципалитетов будет ухудшаться. Во время кризиса сократятся и доходы от НДФЛ, и межбюджетные трансферты. Конечно, кризис – это всегда возможность, он заставляет что-то делать. Сегодня стоимость зарубежных поездок резко возрастает, поэтому одна из небольших возможностей: развитие города или муниципалитета как туристического центра. Так делает, например, Иркутск. Теоретически могут возникать новые бизнесы. Возможность создавать комфортные условия для его развития есть у всех регионов и муниципалитетов, другой вопрос в том, что эта возможность небольшая, все регулируется из федерального центра. Торговый налог – это риск, в зависимости от того в каких размерах он будет вводится. Одни будут делать ставку на текущие доходы в бюджет за счет этого дохода, другие за счет низкого налога будут создавать более привлекательные возможности для бизнеса. Кто выиграет - ответить невозможно. Тенденция к отмене выборов решающего значения для экономики не играет. Но это очень плохой задел на будущее, потому что люди теряют экономическую самостоятельность. начинаются иждивенческие настроения, все привыкают к мировоззренческой модели, при которой все дается сверху.

Сергей Андреев, руководитель фракции КПРФ в Совете депутатов г. Истра:

- С учетом перераспределения ряда полномочий и налогов на высший уровень, бюджет муниципалитета сокращается. Плюс неудачно подошла реформа: создается двойной аппарат, в Истре четверть бюджета уходит на содержание администрации, расходы увеличиваются. Поселение живет налогом на имущество и налогом на землю. С января мы платим налог с кадастровой стоимости, это повышает поступление в бюджет, но с другой стороны – это непосильное бремя для населения. Поэтому принять пониженную 0,1% или повышенную 0,3% налоговую ставку - это дилемма для Совета депутатов. Я считаю, что муниципалитету нужно заниматься не содержанием администрации и повышением налоговых ставок, а привести в соответствие задекларированное имущество граждан с суммой тех отчислений, которые они платят. Граждане и предприятия не декларируют собственность или договариваются с сотрудниками БТИ кадастровых служб, чтобы они уменьшили площадь их домов, этим же пользуются и предприятия. В Мытищах несколько лет назад перепроверили все имущество - и сразу подняли свой бюджет.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей