Российский бизнес выгонят из офшоров

Российский бизнес выгонят из офшоров

Госдума запретит платить налоги за рубежом

Россия неспособна воспрепятствовать оттоку капитала из страны. Практически все сделки отечественных компаний, притом не только частных, но и государственных, заключаются за рубежом и не контролируются российскими чиновниками. Помешать этому может пакет законов о деофшоризации. Один из них — о налогообложении прибыли зарубежных компаний, находящихся под контролем российских бизнесменов, — был одобрен в Госдуме 11 ноября. Приняв его, парламентарии надеются вернуть в страну деньги из офшоров и заставить предпринимателей отказаться от низконалоговых зарубежных юрисдикций. Сейчас Федеральная налоговая служба в силу сложившихся обстоятельств не способна контролировать большинство офшорных зон и получать оттуда достоверную информацию о деятельности наших компаний. Впрочем, будет ли действовать этот закон, большой вопрос.

фото: Геннадий Черкасов

О необходимости разработки системы мер по деофшоризации российской экономики заявил Владимир Путин еще в декабре 2012 года. В Послании Федеральному собранию президент подчеркнул, что не менее 90% «существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая и компании с госучастием, заключаются за рубежом и не регулируются российским законодательством».

В результате через офшоры или полуофшоры в 2012 году прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд.

Депутаты работали над целым пакетом законов, которые должны сохранить выпадающие доходы страны, два года. Один из законов уже готов и даже прошел первое чтение в Госдуме.

Документ касается «налогообложения прибыли контролируемых (российскими владельцами. — «МК») иностранных компаний и доходов иностранных организаций». По словам председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, закон даст предпринимателям время, чтобы сделать осознанный выбор — работать в России, в офшорах или вообще за границей. Главное, чтобы бизнесмены не лукавили и предоставленная ими информация была абсолютно прозрачной.

Поправки в Налоговый кодекс вводят ограничения на операции с офшорами. Для этого, например, появляется понятие контролируемой иностранной компании и лиц, ее контролирующих. Речь идет о российских налоговых резидентах, которыми признаются граждане или организации, доля участия которых превышает в компании 25% (до 2017 года — до 50%).

Впрочем, если офшорная компания на 50% и более контролируется несколькими российскими резидентами, тогда каждый из ее акционеров (если владеет минимум 10% акций) должен уведомлять об этом соответствующий налоговый орган России. При этом местом фактического управления компанией должна быть Россия. То есть здесь должны находиться ее исполнительные органы, проводиться заседания совета директоров.

С 2015 года, когда «деофшорные» поправки вступят в силу, «контролирующие лица» обязаны предоставлять в налоговые органы соответствующие уведомления не позднее одного месяца с даты возникновения участия в иностранной компании, а также декларировать и подтверждать ее прибыль. Ее размер будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц, если прибыль более 10 млн рублей (в 2015 году — 50 млн рублей, в 2016 году — 30 млн рублей). Таким образом, небольшие компании фискальные органы интересовать не будут.

Чтобы не было двойного налогообложения, размер налога будет уменьшаться на сумму, уплаченную в соответствии с законодательством иностранного государства. Если, допустим, россиянин заплатил где-либо за рубежом с прибыли компании подоходный налог в 5%, то в России он заплатит еще 8% (ставка НДФЛ минус 5%. — «МК»).

По сути дела, законопроект может оказаться мертворожденным. ФНС, на чьи плечи возлагается контроль за его исполнением, не в состоянии эффективно это сделать, если между Россией и другим государством нет соглашения об обмене соответствующей информацией. Представим ситуацию. Россиянин контролирует офшор, зарегистрированный на острове Мэн, находящемся под столь любимой российскими бизнесменами британской юрисдикцией. Во-первых, если человек не подаст уведомление, невозможно проверить, владеет ли он там чем-либо или нет. А даже если он подаст декларацию, как установить ее достоверность? Ответ: никак! Запрос ФНС в местные налоговые органы ничего не даст. В лучшем случае нашим налоговикам ответят, что это не предусмотрено их законодательством.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей