Бизнес, на старт!

Бизнес, на старт!

Первые инвестиции в проекты молодых предпринимателей на «Красном Октябре» превысили 350 млн рублей

Как учат в Гарварде, люди делятся на тех, кто ищет работу, и тех, кто сам создает рабочие места. Однако хорошо известно, что 60–90% предпринимателей разоряются или закрываются в первые же годы после запуска дела, поэтому во многих странах существуют специальные акселерационные программы, где молодым компаниям помогают подрасти и найти инвесторов в ускоренном темпе. Чуть больше года назад столичные власти открыли на «Красном Октябре» акселератор API Moscow для поддержки высокотехнологичных стартапов. Журналистов пригласили оценить успехи первых выпускников, которые уже привлекли в свои проекты более 350 млн рублей частных инвестиций.

Фото: apimoscow.ru

— Исключительно важно сотрудничество трех сторон: резидентов площадки, аккредитованных партнеров-инвесторов и правительства Москвы, — объясняет принципы работы акселератора гендиректор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин. — Если в проект поверил инвестор и вложил в него свои деньги, а мы предоставили площадку для размещения, то шансы команды на выживание и вхождение в число лидеров высокотехнологичного бизнеса значительно выше.

За год на API прошло более 150 деловых и образовательных мероприятий. При этом, как уверяет местная статистика, участники акселерационной программы запустили в общей сложности 40 проектов, благодаря которым в городе появилось более 200 высокотехнологичных рабочих мест, а число пользователей новых товаров и услуг по всему миру превысило 32 млн человек. Среди выведенных на рынок — различные online-сервисы и Web-приложения, например, интерактивная карта города с самыми интересными и актуальными местами для посещения (Getsy), проект по созданию интерактивных развивающих игр для детей (Mersibo), online-обучение бизнес-тематикам (Eduson), платформы для автоматизации сетевой и баннерной рекламы, агрегатор служб доставок и пр.

Наталья Подлозная представляет проект с трогательным названием «Две ладошки». «Одна ладошка — взрослого, другая — малыша», — поясняет выпускница акселератора: созданный командой продукт должен помочь молодым семьям интересно и полезно проводить время с детьми, а не списывать родительские обязанности на планшеты и телевизор. Как когда-то все выписывали школьникам «Пионерскую правду», так теперь можно регулярно получать развивающие наборы для малышей 1,5–6 лет. Каждый месяц родителям предлагают новый комплект, куда входят игры для творческих занятий, специально подобранных детскими психологами и методологами. Аппликации, раскраски, шумовые контейнеры, пальчиковые куклы, паззлы, магнитики — все вспомогательные материалы объединяет своя тема, например, про космос или роботов, растительный мир, путешествия, строение человека... Вдобавок каждый набор сопровождают путеводителем-сказкой, как лучше построить занятия.

— «Пилюлей предпринимательства» нас заразил Егор Руди (известный создатель ряда интернет-платформ для поиска специалистов. — «МК»), — рассказывает Наталья (всего в команде сначала было четыре девушки). — У меня экономическое образование, я работала в банковской сфере, примерно этим же занимались и остальные, никакого опыта по запуску своего дела никто не имел. Поэтому начать бизнес решили с изучения разных ниш на рынке. Увидели, что в 2011–2012 годах в Америке большой популярностью пользовалась подписка на творческие наборы для детей, идея показалась интересной.

Первый год занимались проектом на личные деньги параллельно с основной работой, чтобы проверить себя и «расшевелить» отечественный рынок. Сейчас мы уже полностью переключились на компанию; в нашей клиентской базе более двух тысяч человек по стране и среди русскоязычных семей за рубежом, в штате десять человек, включая дизайнеров, методологов; есть инвестиции. Объемы продаж и выручки выросли в четыре раза.

До акселератора на «Октябре» команда успела пройти подготовку во ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), поскольку сервис подписки доступен в электронном виде. По словам Натальи, одно из главных достоинств акселераторов — их атмосфера: резидент постоянно окружен другими предпринимателями, проводятся мастер-классы, собрания инвесторов, презентации, есть те, у кого спросить совет и кто не даст расслабиться.

Делясь собственным опытом, Наталья рекомендует: «Если у вас возникла идея, постарайтесь по максимуму ее протестировать, нащупать рынок. Не торопитесь увольняться, но одновременно не бойтесь всем — от знакомых до пришедшего сантехника — рассказывать про новую идею, чтобы понять, насколько она востребована. Это лучше, чем сделать прототип, никому не показывая, а потом выяснится, что зря потратили силы. Ищите первого инвестора среди частных лиц, бизнес-ангелов (для этого можно зарегистрировать свой проект на специализированных сайтах типа Rusbase и заодно ходить знакомиться по мероприятиям). Когда на руках есть цифры с темпами роста, скорее заинтересуете венчурные фонды».

34-летний математик-программист, выпускник МВА Александр Наследников приехал в московский акселератор из Израиля. Проект GBooking — уже не первый в его предпринимательском портфеле. Сервис, предложенный Александром на этот раз, напоминает Яндекс.маркет, только не для товаров, а для услуг: пользователь сможет быстро найти и сравнить различные парикмахерские, салоны красоты и здоровья, автосервисы, групповые занятия и прямо через Сеть записаться на прием с учетом подходящего адреса, времени, цены, скидок и мастеров. Алгоритм вполне отвечает запросам современного клипового сознания, когда у людей нет времени отдельно изучать сайт каждой организации, а хочется получить всю главную информацию из нескольких строк.

— Идея сервиса родилась во время очередного перелета между Россией и Израилем, — вспоминает предприниматель. — Я подумал, как много всего надо успевать: записаться на прием к зубному, поменять масло в машине, сходить в парикмахерскую… На это тратится уйма времени и нервов — то ждешь автоответчик, то мастер в отпуске, то режим работы поменялся. Было бы здорово решить проблему, создав систему онлайн-записи! Обычно израильские стартапы едут в Америку, я сам много лет работал в американских компаниях, но этот бизнес решили делать в России, поскольку видим здесь потенциал.

Похоже, краски, сгущающиеся над российской экономикой, не особо пугают Александра: «Капитал всегда бежал. Я не люблю тех, кто жалуется, я люблю действовать. Начинать эволюцию надо с себя. Не зря говорят, каждый народ заслуживает своего правителя».

Проект GBooking заинтересовал крупных игроков IT-отрасли, что уже можно назвать успехом. При этом автор стартапа отзывается о достигнутом не без самоиронии: «Мы сделали все ошибки, какие только могут быть, и это нас не убило». Отказы инвесторов, неправильная оценка рынка и плохие продажи, случайные люди в команде — через все пришлось пройти. Никакая теория и кейсы МВА не сравнятся с той ситуацией, когда инвестор запаздывает с переводом денег, и создателю надо месяц как-то мотивировать своих сотрудников-партнеров. В подобные моменты от упадочнических настроений спасают разве только такие книги, как «Спартак» Рафаэлло Джованьоли или «Путь мирного воина» Дэна Миллмэна.

— Я не визионер, чтобы увидеть, что будет в отрасли через двадцать лет. Но я горю своим делом, полностью в него погружен и готов идти до конца, — признается Александр.

Акселератор, по словам предпринимателя, действительно помогает понять принципы бизнеса на практике и корректировать подходы в работе в зависимости от роста компании. При этом стартаперы получают доступ и к универсальному инструменту — нетворкингу, то есть насыщенным деловым знакомствам, о чем упоминают все.

— API — это один из крутейших коворкингов в мире, — не скрывает эмоций собеседник. — Здесь всегда кипит жизнь: форумы, хипстеры, кафе и ночные дискотеки, сразу после которых некоторые спускаются в офисы. Атмосфера заряжающая, отличная инфраструктура, центр города. Все это тоже заставило меня, израильтянина, приехать сюда, в Москву. По крайней мере пока компания не выйдет на окупаемость, буду жить в России.

— Компаниям комфортно и удобно в стенах API Moscow, — заключает руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Олег Бочаров. — Работать тут даже модно и хочется остаться подольше. Нам важно вовремя пересадить ростки, которые были взращены в акселераторе, в твердый московский грунт, чтобы они начали давать плоды в виде новых рабочих мест и налоговых поступлений.

Второй набор резидентов площадки начинается уже в ноябре.

СПРАВКА "МК"

API — аббревиатура англ. «application programming interface» — техническое понятие из сферы программирования; название акселератора API Moscow объясняют как «точку входа» для начинающих компаний в высокотехнологичный бизнес. Впервые идея создания подобной городской площадки прозвучала зимой 2013 года на встрече Сергея Собянина с лидерами IT-отрасли. На данный момент к акселератору на «Красном Октябре» добавились API Moscow Тверская и API Moscow Сколково, где партнерами также выступают производственные высокотехнологичные компании, отраслевые эксперты, научные и образовательные организации. В сжатые сроки стартапы должны пройти ускоренное взросление (анализ продукта, рынка, наращивание клиентской базы) и либо достаточно окрепнуть, чтобы продолжить бизнес самостоятельно за пределами акселератора, либо отсеяться инвесторами как слабые. Kill fast or grow fast («Быстро умри или быстро вырасти») — такой формулой выражают основную идею акселераторов в мире.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей