Остальные платить за контент не готовы Фаза активного роста российской интернет-индустрии закончилась. Эксперты ожидают серьезное замедление рынков, в первую очередь рекламного, а также снижение покупательской активности пользователей. Из-за общего экономического спада и нехватки инвестиций во многих сегментах произойдет консолидация крупных игроков, с одновременным уходом мелких и средних. Прогнозы по росту в 2014-2015 годах во многом могут оказаться виртуальными, так как будут связаны с понижением курса рубля. фото: Наталия Губернаторова Третий год подряд Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с Высшей школой экономики и гигантами интернет-индустрии типа Google и Microsoft проводит фундаментальное исследование «Экономика Рунета», анализируя четыре основных направления: реклама и маркетинг, коммерция и платежи, инфраструктура, цифровой контент (игры, музыка, книги, СМИ, видео). Если брать итоги в целом благополучного 2013 года, то объем интернет-рынка России вырос на 31% и достиг 1,1 трлн руб. На рынки контента и сервисов пришлось 750 млрд руб., остальные 350 млрд руб.— на электронные платежи. Доля WEB-экономики эквивалентна 1,6% ВВП за 2013 год, а с учетом интернет-зависимых рынков она превысила 6,7 трлн., что сравнимо с 10% ВВП. В прошлом году быстрее всего развивались мобильные разработки, облачные сервисы, услуги видеорекламы, интернет-ритейла и туризма. Участников рынка радует, что более половины пользователей активно потребляли сетевой контент. Особенно стало популярно потоковое аудио в режиме онлайн, без предварительного скачивания. В то же время только у пятой части аудитории есть опыт покупки интернет-контента, в основном видео и игр. Остальные - халявщики. Причем, принципиальные. Рунет последние годы развивался по инновационному сценарию, однако сейчас эксперты ожидают серьезное замедление рынков, в первую очередь рекламного, а также снижение покупательской активности пользователей. Из-за экономического спада и нехватки инвестиций во многих сегментах будет происходить активная консолидация, уход мелких и средних игроков. Прогнозы по росту в 2014-2015 годах могут оказаться во многом виртуальными, так как будут связаны с понижением курса рубля. Тем не менее, среднегодовой рост рынка до 2018 года оценивается на уровне 15-20%, в худшем варианте глобального кризиса 3-6%. На лето 2014 уровень проникновения интернета в России составлял 62%. С присоединением Крыма потенциальная аудитория Рунета выросла на 3 млн. человек. Однако на полуострове уровень развития индустрии значительно ниже, чем в среднем по стране. Там нет даже услуг по высокоскоростному доступу в глобальную сеть 3G.
|