Персиковые санкции

Персиковые санкции

В поисках качественных фруктов

19 октября 2014 в 18:12, просмотров: 2007

Урожай в этом году выдался на редкость хорошим. Мой начальник буквально забросал меня своими дачными яблоками. Каждый понедельник на столе меня ждали сочные, свежие и сладкие плоды из Яхромы. Причем точно без всяких пестицидов: как говорится, все натуральное. Так что чего-чего, а вот яблок я этим летом наелась с лихвой. А вот персиков недоела. Точнее, настоящих персиков. После того как наше правительство отказалось от продовольствия из США и ЕС, встретить более-менее качественные эти фрукты все сложнее и сложнее.

фото: Ирина Бадмаева

Пришедшие на смену европейским наши фрукты все же недотягивают до привычных стандартов качества. Конечно, есть в продаже отечественные персики, прибывшие на московские прилавки из Краснодарского края и Крыма. Но встретить их можно только на рынках, и то не на всех.

Однако мои поиски качественных персиков все же увенчались успехом. Правда, не в России, а в попавшей под наши продовольственные санкции Греции. Напуганные продовольственными ограничениями греческие производители поспешили пригласить российских журналистов с целью показать, что теряет Россия и чем это обернется для самих греков.

Аэропорт второго по величине греческого города после Афин — Салоники — не представляет собой ничего особенного среди других европейских конкурентов. Есть и больше, и удобней. Но именно он самый ближайший к аграрному сердцу Греции — району Иматия в Центральной Македонии. Жители этого региона испокон веков занимаются земледелием, включая и рядовых граждан. Так, по дороге из Салоников практически у каждого частного дома видны крытые теплицы. Как мне объяснили, люди в них выращивают для себя помидоры и огурцы.

Но больше всего здесь персиков. Бескрайние персиковые и нектариновые сады — это дело рук местных фермеров, ориентированных на экспорт.

Однако если у меня все эти виды вызывали щенячий восторг, то греки явно мое ликование не разделяли. Для них они напоминание того, чего Греция лишилась после вступления в Евросоюз.

Раньше в стране помимо персиковых плантаций процветали виноградники, оливковые и апельсиновые деревья. Но после вступления в ЕС все это грекам пришлось уничтожать собственными руками. Как известно, старые члены ЕС навязывают новичкам весьма суровые условия. И прежде всего они касаются ограничения производства в промышленности и сельском хозяйстве.

Так, наиболее сильный удар был нанесен по хлопководству. В конце 1990-х Греция производила более 1,3 млн тонн хлопка в год, в то время как сейчас ей разрешено собирать в два раза меньше — 782 тысячи тонн. Поначалу горячие греки бастовали, перекрывали тракторами трассы и назло Брюсселю засевали все поля. Но на этот случай у ЕС предусмотрен так называемый «налог соответственности», которым обязаны Афины облагать непокорных крестьян. Особенно сложно пришлось мелким и средним хозяйствам, которые в конечном итоге очень быстро обанкротились.

После получения вожделенного статуса грекам вместе с ним также достались и квоты, введенные, чтобы не было перепроизводства товаров. В противном случае — штраф. В итоге серьезно пострадала винная отрасль Греции. Знаменитая греческая рецина не втиснулась в установленные нормы — и началось вырубание виноградников. Такая же участь постигла апельсиновые и оливковые деревья. За каждую вырубленную стрему (десяток соток) крестьянам заплатили по 720 евро. Их по идее фермеры должны были потратить эти средства на перепрофилирование сельского хозяйства. По факту же эти деньги греки тупо проели и остались только с персиками, нектаринами да киви.

Но куда деваться — пришлось выращивать то, что осталось. А для того, чтобы было легче выжить и найти покупателей, персиковые производители стали объединяться в кооперативы. Собственно, в них мне и довелось побывать. Здесь я своими глазами увидела, как собираются персики, как обрабатываются, грузятся в фуры и отправляются в места назначения.

Как говорят сами греки, персик — это абсолютно летний фрукт и, чтобы его получить, многого не надо: солнце да вода.

«Греческие персики отличаются от каких-либо других своим качеством. У нас идеальный климат, географическое положение», — говорит фермер Янис Кирьякидис.

Действительно, на природные условия грекам грешно жаловаться. Солнце здесь — щедрое на тепло.

Однако без руки человека не обойтись. Чтобы получить летом хороший урожай, приходится потрудиться зимой. В это время года садоводы производят обрезку деревьев традиционным способом, а в конце весны прореживают плоды вручную. Сбор урожая в течение лета также производится исключительно вручную. Для этого греки собираются целыми семьями. Только в одной Иматии около 150 тысяч греческих семей принимают участие в сборе персиков и нектаринов. Рабочий день на персиковых плантациях длится, как и у офисных работников: восемь часов, и не больше. То есть такие слова, как «переработка», здесь не знают. Все строго по графику. Отработав свою норму, грек получает в среднем от 22 до 30 евро. Сумма варьируется в зависимости от социального и семейного статуса сотрудника. Как правило, многодетные семьи получают привилегии в виде страховки.

Собирают греки персики и правда с дотошностью: не дай бог попадется недозрелый или — того хуже — перезрелый плод. Все на благо потребителя, который в результате получает возможность насладиться сочным, ароматным, а главное — питательным персиком.

Обычно кооперативы района Иматия собирают около 50 тысяч тонн персиков, 60% из которых отправляются в Россию и частично — на Украину. Таков был план и в этом году. Однако наши ответные санкции сделали свое дело.

«Санкции застали нас врасплох. По нашим подсчетам, из-за них мы уже потеряли почти 20 млн евро. Часть собранного урожая мы отдали на благотворительность в детские дома, больницы. Остальное все пришлось попросту выбросить. Та же участь ждет и те, которые сейчас хранятся в хранилищах. Они сгниют — вот и все», — сетует Кирьякидис.

По его словам, сейчас греческие персики никому не нужны. Европейцам хватает испанских, а на азиатский рынок они еще не успели переориентироваться. Что же касается украинцев, то они сейчас сокращают свои закупки: у них попросту нет денег.

«Если на Украину раньше в это время года мы отправляли 5 машин, то теперь — одну», — говорит президент кооператива «Асоп Эпископи» Афанансиас Папакостас.

Винят в финансовых потерях греческие фермеры прежде всего своих политиков, которые идут на поводу у Евросоюза. Однако сделать ничего не могут.

«Мы в свою очередь, все производители, объединились и пытаемся надавить на наших политиков. Мы хотим, чтобы нас голос был услышан. Нам не нравится нынешняя европейская политика, но пока нас никто не слышит», — продолжает Папакостас.

Поэтому греческие фермеры надеются лишь на то, что российское правительство все же отменит свои санкции.

«Нам потребовалось много лет, чтобы наладить партнерские отношения с Россией и создать сильный бренд для греческого персика. Мы инвестировали большие средства для продвижения на рынок, на рекламу, мы участвовали на всевозможных выставках в России — и теперь нам очень тяжело найти новые рынки. Да мы и не хотим искать новые рынки. Мы верим, что все это закончится, и мы останемся на российском рынке. Мы не хотим его покидать. Нас много связывает Россией и ее жителями, которых мы считаем своими друзьями», — говорит директор по маркетингу и продажам одной из компании.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей