В месторождения страны внедрится очередная госкорпорация Сегодня в 18:07, просмотров: 39 Правительство намерено создать очередную государственную корпорацию. Такой структурой обещает стать «Росгеология», которая будет призвана помочь сырьевым компаниям справиться с западными санкциями и обеспечить прирост ресурсной базы природных ископаемых. Однако независимые эксперты не до конца уверены в эффективности будущей ГК. Они полагают, что сначала необходимо тщательно проработать механизмы контроля над работой госкорпораций, чтобы застраховаться от риска возникновения новых коррупционных схем и обеспечить эффективность расхода средств. фото: morguefile.com Изменение статуса Росгеологии является ответом на западные санкции. Нефтяным и сервисным компаниям США и Евросоюза запретили сотрудничать с российскими коллегами в нефтегазовой сфере, особенно, в высокотехнологичных областях, связанных с освоением морских месторождений. Поскольку львиная доля таких ресурсных баз разрабатывается с привлечением западных технологий, России в сжатые сроки необходимо найти отечественную альтернативу. По мнению чиновников, наделение «Росгеологии» новым статусом и полномочиями, поможет российским нефтяникам решать проблемы, возникшие из-за запрета на доступ к технологиям и оборудованию для добычи нефти на шельфе. Эксперты не столь оптимистичны. В настоящее время никто из государственных ведомств фактически не отвечает за прирост запасов углеводородов и других природных ресурсов. Добывающие предприятия бурят новые скважины только на тех месторождениях, где они уже работают. Разрабатывая новые структуры, находящиеся в нераспределенном фонде государства, они сильно рискуют, ведь затратив деньги на разведку, в будущем они могут не получить их в свое распоряжение. Лицензии на добычу природных ископаемых распределяются на акционерах и, зная конкретные запасы, претенденты на них бьются до последнего и зачастую выигрывают у тех, кто занимался там разведочным бурением. По словам Главы Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, если в советское время объем разведочного бурения в стране составлял 7,5 млн метров в год, то сейчас едва превышает 800 тыс метров. В результате, в прошлом году прирост запасов нефти сократился более чем на 15% до 635 млн тонн. Игроки нефтяного рынка также уверены, что преобразование Росгеологии в госкорпорацию — переливание из пустого в порожнее. И глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, и президент «Роснефти» Игорь Сечин полагают, что это не решит дефицита нефтесервисных услуг. Вынуждая нефтяников размещать заказы в госкомпаниях, правительство породит новую монополию, работа которой будет далека от совершенства. По мнению нефтяников, полезнее предоставлять компаниям в приоритетном порядке получать лицензии на добычу на тех месторождениях, где они проводили разведочные работы. Есть еще одна причина, по которой новая государственная корпорация, по мнению экспертов, не будет отличаться эффективной работой. Госкорпорация — своеобразная организационно-правовая форма. Она была придумана в 1999 году для создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций, которое потом преобразовали в Агентство по страхованию вкладов. В 2007 учредили сразу 6 госкорпораций: Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Росатом, Ростех и Олимпстрой. Создавались госкорпорации на основе специального закона. Их руководство, включая председателей наблюдательного совета и гендиректоров, назначалось лично президентом. На госкорпорации не распространяются действие закона о «Некоммерческих организациях», регламентирующих порядок осуществления контроля за их деятельностью. Их нельзя ликвидировать в рамках закона «О банкротстве» — такое решение может принять только президент. Любопытно, что госкорпорация имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если такая работа направлена «на достижении цели организации». Ранее госимущество передавалось корпорациям не в управление, а в собственность. Многие эксперты полагают, что сейчас подобная «безвозмездная приватизация» и слабый контроль автоматически превращает госкорпорации в инструмент коррупции. В августе 2009 года, по поручению бывшего главы государства Дмитрия Медведева контрольное управление президента и Генпрокуратура проверили госкорпорации. Эффект был ошеломляющим. Возбуждены десятки уголовных дел. В послании Федеральному собранию 2009 года Медведев заявил: «Госкорпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством». По мнению представителя одной из крупных отечественных добывающих компаний, «Росгеология и в настоящее время является акционерным обществом, и на 100% принадлежит государству. Зачем же тогда снова менять менять ее статус?» В Советское время многие, по сути, государственные госкорпорации были безальтернативны. Мы летали самолетами «Аэрофлота», хранили деньги в Сберкассе. После развала СССР, крупные отраслевые предприятия были раздроблены. Теперь наблюдается обратная тенденция. Однако, создавая госкорпорации, не нужно, как они будут контролироваться. В большинстве государственных структур львиная доля полномочий возложена на первых руководителей. Это приводит к управленческому дефициту и снижает эффективность. Необходим строгий механизм контроля работы госкорпораций, чтобы не возникало предпосылок к возникновению коррупционных схем. Одним из таких инструментов должен стать общественный контроль.
|