«Малышам» облегчат доступ к госзаказу Сегодня в 17:17, просмотров: 121 С 1 января этого года Правительство РФ установило для малого бизнеса квоту в 15% на аукционах по госзаказу. «МК» решил узнать, насколько эффективной оказалась эта мера поддержки? Фото: пресс-служба ЕЭТП Из-за резкого увеличения страховых взносов в 2013 году число индивидуальных предпринимателей сократилось на 600 тыс. Правительство решило поддержать на плаву малый бизнес: по закону 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе (ФКС)» с 1 января 2014 года квота малых компаний в госзаказе увеличилась с 10% до 15%, а верхний порог в 20% на аукционах и обязательный перечень товаров, работ и услуг, которые нужно закупать у МСБ, были отменены. Минэкономразвития решило пойти дальше и недавно предложило распространить квоту в 15% для всех компаний с госучастием более 50%, а также на их дочерние предприятия. Ежегодный объем рынка закупок компаний, работающих по 223-ФЗ, оценивается экспертами в 15 трлн руб. Кроме этого, предлагается установить требования о проведении обязательных торгов среди МСБ. Так, если лот корпорации не превышает 50 млн руб., торги будут проводиться исключительно среди МСБ. Заказчики, которые по результатам года не уложатся в эту квоту, будут обязаны перейти на закупки по регламентам закона о ФКС. «Мера может стать действенной, так как закон о ФКС для корпоративных компаний более жесткий и менее удобный», — отметил гендиректор группы электронных площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. Сегодня объем доли МСБ в ВВП России равен приблизительно 20%, это очень низкий показатель, сетует гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов. По его мнению, установление обязательных квот для закупок у МСБ реально стимулирует российский малый бизнес, в отличие от таких финансовых инструментов поддержки, как гранты и субсидии. Впрочем, по словам председателя совета директоров «Сбербанк-АСТ» Николая Андреева, для малого бизнеса пока «не очень отработаны технологии преференций». По данным портала правительства zakupki.gov.ru, на котором госзаказчики и компании с госучастием должны публиковать все свои закупки, представители МСБ с начала года стали активнее участвовать в госзаказе. Во втором квартале 2014 года торги с участием МСБ составили 42% против 16% во втором квартале 2013 года. Сейчас МСБ участвует более чем в 50% проводимых аукционов на «РТС-тендер» и OTC.ru. В закупочных процедурах ЕЭТП 40% участников принадлежат к МСБ, добавил Емельянов. Больше всего закупок с участием МСБ на площадке ЕЭТП провели Россельхозбанк, Мосгортранс, «ИнтерРАО — Электрогенерация», Сибнефтепродукт и «Петербургский метрополитен». На площадке «РТС-тендер» лидерами по закупкам с участием МСБ являются региональные ведомства: минэкономики Волгоградской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и минэкономразвития Ульяновской области. В перечисленных компаниях закупки с участием МСБ насчитывают несколько сотен лотов. «МК» решил узнать, как малый бизнес отнесся к нововведениям? Директор по закупкам ТД «Меркурий» Дмитрий Алексеев настроен оптимистично: «Введение 15%-ной квоты дало нам еще больше возможностей для развития. Расширение квоты на все госкомпании откроет новые горизонты для тех представителей МСБ, кто только выходит на рынок». «Серьезным подспорьем для МСБ квота пока не стала, — не согласен директор по развитию бизнеса в спортивно-стрелковом клубе «Легион» Дмитрий Фирсов. — Подобные инициативы должны подробно и на всех этапах обсуждаться прежде всего с теми, для кого делаются, то есть с малыми предприятиями. Зачем ущемлять крупных поставщиков и подталкивать их к созданию небольших фейковых фирм? Гораздо эффективнее просто не душить малый бизнес налогами, тогда и его поддержка в виде запретительной меры для госзаказчиков будет не нужна». Любые требования по квотированию — это «заставлять», а не «стимулировать», солидарен исполнительный директор «НАИЗ» Георгий Сухадольский. По его словам, у некоторых компаний до 80% закупок происходит у крупных безальтернативных производителей. «Им придется «рисовать» процент МСБ. В постановлении правительства эти моменты пока никак не учтены», — сетует директор. «В конкурсах сейчас много избыточных требований в отношении квалификации, оборудования, поставляемых товаров, работ и услуг», — добавляет Дмитрий Пангин. Поэтому заказчик может формировать техническое задание так, чтобы был поставлен определенный продукт определенного качества и с определенными свойствами, а в его локальной зоне может присутствовать только один поставщик с подходящей квалификацией. Это моментально отсекает других участников рынка, уверен Пангин. Артем Генкин, исполнительный директор КГ «Аспект», не спешит войти в список поставщиков госзаказа: «Мы в эту игру играть не будем. Для специфических, нестандартизируемых товаров и услуг система участия в госзаказе противопоказана. Наше предприятие занимается оказанием консалтинговых услуг в сфере права и финансов. Я внимательно изучил условия нескольких площадок для работы с госзаказом. На крупнейшей из них потенциально интересующие меня заявки были хаотично разбросаны по самым разным разделам (думаю, это не вина конкретной площадки, а скорее несовершенство ОКВЭДа или иного используемого рубрикатора). Они находились и в разделе аукционов НИОКР, и в «Услугах в непроизводственной сфере». Причем в последнем случае «мои» заявки находились в компании с почти 5500 другими заявками на такие услуги, как оцифровка архивов, проведение медосмотра, организация Дня физкультурника и, наконец, «приобретение продуктов питания на научно-исследовательское судно «Академик М.Келдыш»! При подобной структуре выдачи информации без огромных затрат времени на поиски нужных лотов мне этот рынок недоступен, хотя заказчики сами по себе очень интересны. Не хватает отлаженного канала коммуникации с ними». «При желании можно разобраться, зарегистрировавшись на одной из аккредитованных площадок и позвонив их менеджерам, — делится своим опытом представитель одного из столичных PR-агентств Наталья Филиппова. — Когда начинаешь свой бизнес, ищешь все возможности поддержать его. Всего 1–2 стабильных госзаказчиков порой достаточно, чтобы небольшой бизнес держался на ногах долгое время». Как считает Филиппова, «очень ценно, что механизм взаимодействия с госзаказом доступен в Интернете, для участия в тендерах не нужно бегать по инстанциям лично, заполнять множество бумаг, ждать ответов и резолюций в разных кабинетах».
|