Пока только наполовину Сегодня в 19:21, просмотров: 4 Правительство приняло «Стратегию развития торговли до 2020 года», которая максимально осложнит жизнь крупному сетевому ритейлу. В частности, сетевикам потребуются дополнительные согласования на выделение земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров. Но мало этого. Например, Мособлдума предлагает обязать магазины размещать на своих полках не менее 50% отечественных товаров. Предприниматели опасаются, что этой нормой могут воспользоваться некоторые главы регионов, которые, используя административный ресурс, будут навязывать продавцам те или иные товары. фото: Алексей Меринов Торговля формирует около 16% ВВП, в ней занято 12,5 млн человек. При этом треть предприятий относится к малому бизнесу, который главным образом создает частные рабочие места в небольших городах и поселках. Тем не менее в России среди всех торговых форматов превалирует сетевой ритейл, доля которого кое-где достигает 25% от общего оборота розницы. Как известно, по нашим антимонопольным правилам это тот самый порог, который нельзя преодолевать при открытии новых крупных магазинов. Интернет-торговля занимает скромные 2,5%. Одна из идей «Стратегии развития торговли» состоит в том, что магазины большой площади подчас оказывают отрицательное влияние на конкурентную и предпринимательскую среду. Поэтому их развитие необходимо несколько ограничивать, например, затрудняя жизнь еще на стадии согласования документов о выделении новых участков под строительство гипермаркетов и торговых центров. Кроме того, глава ФАС Игорь Артемьев предложил включить в стратегию запреты на оплату бонусов и ряд еще дополнительных мер по продвижению в сети отечественных товаров. Депутаты Московской областной думы в этом вопросе пошли еще дальше. Они вчера разработали поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые предусматривают целый ряд новаций. Во-первых, согласно поправкам сокращаются сроки, в течение которых магазины должны расплатиться с поставщиками. Действующий закон обязывает сети оплатить товары по следующей схеме: если срок годности не превышает 10 дней — в течение 10 дней, если срок годности не превышает 30 дней — в течение 30 дней, если срок годности больше 30 дней — в течение 45 дней. Документ предлагает сдвинуть эти сроки на 7, 14 и 20 дней соответственно. Во-вторых, депутаты хотят исключить из закона положение о заключении дополнительно к основному соглашению поставки продовольственных товаров договора возмездного оказания услуг, касающегося маркетингового и рекламного продвижения. Это позволит ввести полный запрет на поборы с поставщиков и производителей, осуществляемые под видом так называемых бонусов, плат за полку и прочее. Наконец, есть еще одно не бесспорное предложение. Установить обязательную долю присутствия товаров отечественного производства в ассортименте торговых сетей не менее 50% по каждому виду продаваемой продукции. «В нашем ассортименте по хлебобулочным, молочным, мясным изделиям, овощам с фруктами доля отечественных производителей достигает от 60 до 90% в общем товарообороте, — говорит руководитель PR-службы одной из крупнейших отечественных торговых сетей Владимир Русанов. — В группу риска могли бы попасть сыры премиум-класса, охлажденная рыба, но после введения Россией санкций в отношении ЕС и Норвегии эта проблема отпала сама собой. При этом очень не хотелось бы, в случае принятия поправок, чтобы этой нормой злоупотребляли руководители некоторых регионов, которые, используя административный ресурс, навязывали продавцам к реализации какой-либо товар. Наш главный регулятор — покупатель, и именно он определяет спрос».
|