Ударим кластером по изоляции Сегодня в 18:17, просмотров: 668 Экономика и образование связаны гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. О том, как скажутся на этих сферах международные последствия украинского кризиса, «МК» рассказал председатель отделения проблем управления РАЕН, профессор Российского экономического университета им. Плеханова Александр Лагуткин. фото: Наталья Мущинкина — Последствия антироссийских санкций для экономики очевидны. Повлияют ли они на подготовку наших специалистов? — Международная изоляция России — тот редкий случай, когда, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Это уникальный шанс слезть с нефтегазовой иглы и начать диверсификацию экономики. Правда, многое придется поменять — от принципов руководства отраслевым и региональным развитием до подхода к подготовке специалистов. Но новое — сплошь и рядом хорошо забытое старое. Вот и в данном случае можно воспользоваться опытом совнархозов, возникших в начале 1960-х годов с идеей децентрализации народного хозяйства. Это поможет установить горизонтальные связи и приступить к формированию кластеров. В том числе связанных с добычей и переработкой твердых полезных ископаемых... — Но ведь совнархозы, эти «территориальные министерства», спустя некоторое время назвали неэффективными! — Дело в другом! В СССР царила командно-административная система с жесткой отраслевой вертикалью управления. И власти быстро сообразили, что с развитием крепких горизонтальных связей, чего удалось добиться благодаря деятельности совнархозов, регионы вскоре обретут экономическую, а там и политическую самостоятельность, и ЦК с рвавшимися командовать министерствами останутся не у дел. Вот все и свернули. Сегодня же, в отсутствие всеобъемлющего планирования всего на свете — вплоть до пуговиц для брюк, — развитие горизонтальных связей возможно и необходимо. Например, через активное внедрение малого и среднего предпринимательства, над развитием которого без особого успеха годами бьется руководство страны. Во всем мире это необходимая компонента существования и развития крупного бизнеса: именно малое и среднее предприятие являются основными поставщиками комплектующих, ведь выпускать какие-нибудь особые винтики громадным заводам более чем накладно! А это десятки тысяч рабочих мест и мощнейший стимул для развития! — Можете ли вы привести пример сегодняшней интеграции народного хозяйства? — Наиболее удачной моделью могут служить Москва и Московская область. Эти два региона взаимопроникают и прорастают друг в друга. Происходит это как путем развития транспорта, машиностроения, водоснабжения, а в последнее время и метрополитена, так и посредством трудовой миграции внутри этих регионов и, как следствие, выравнивания условий в социальной сфере. Таким образом, мы можем получить некое единое экономическое управляемое пространство в рамках этих двух регионов, совпадающее в данном случае с административными границами. — Москва — это частный случай. А в масштабах России? — Начинать диверсификацию народного хозяйства необходимо с восстановления Северного морского пути. И тут было бы уместно подумать о создании межгосударственного акционерного общества между Россией, Китаем и Индией. Без этого мы не сможем эксплуатировать эту уникальную транспортную магистраль круглогодично и по расписанию — как железнодорожное движение. Конечно, придется вложиться в инфраструктуру: портовые сооружения, средства ледовой разведки, мощный ледокольный флот, включая атомный, гидрометеосооружения, средства связи и т.п. Но проект принесет России очевидный экономический профит. Да и без нас реализовать его не сможет никто: вся береговая линия, а также острова в Северном Ледовитом океане принадлежат России. Есть тут и вторая компонента — минерально-сырьевая. Мы располагаем большим числом полезных ископаемых в нашей зоне шельфа Северного Ледовитого океана. Но кроме того, многочисленные месторождения золота, олова, вольфрама и т.п. в руслах северных рек, заставляют предположить громадные объемы этих полезных ископаемых в неисследованной зоне, прилегающей к Севморпути. Уверен в востребованности гениальных предвидений академика Ржевского, создавшего в свое время в стенах Горного института лаборатории подводной добычи. Но нам необходимо в целом пересмотреть вопрос подготовки специалистов для народного хозяйства. — Каким образом? — Нам давно пора переходить от разобщенных мер к комплексным. Причем кластерная система нужна не только в народном хозяйстве — например, кластер, охватывающий горнодобывающую, металлургическую и машиностроительную отрасли, — но, если можно так выразиться, и в вузах. Конечно, для данной отрасли надо готовить не бакалавров с 3–4-летним периодом обучения, а полновесных специалистов с пятилетним образованием, а возможно, следуя европейской системе обучения, и с более узкой специализацией. Поэтому предлагается сетевым методом, как предусмотрено в новом законе «Об образовании», создание специализированной выпускающей кафедры управления процессами национальной глобализации. Ее выпускники и будут решать вопросы диферсификации и интеграции народного хозяйства, включая промышленную и социальную сферы. В настоящее время такой проект прорабатывается Плехановским экономическим университетом совместно с одним из областных вузов.
|