От бетономешалки до «Формулы-1» Сегодня в 19:48, просмотров: 179 За тридцать лет гонки «Формулы Студент» успели покорить десятки стран по всему миру. Сегодня уже более 500 университетских команд из Японии, Бразилии, США, Австралии, Европы сами проектируют, находят деньги, строят и затем пилотируют маленькие гоночные автомобили на лучших скоростных трассах. До последнего времени единичные российские участники (из МАДИ, МАМИ, РУДН, Бауманки) выступали лишь на международных этапах, и вот впервые соревнование прошло у нас, на автодроме «Мячково» (18 км от МКАД по Новорязанскому шоссе). Отечественные вузы представили 12 команд, еще 10 приехали из Германии, Ирландии, Венгрии и др. Фото предоставлено организаторами. Летом, комментируя подготовку национального этапа «Формулы», заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев заметил, что в отличие от некоторых бизнес-конкурсов, которые напоминают «сражение картонными мечами», «Формула Студент» — наглядная демонстрация способности создать что-то новое: «По регламенту с одним и тем же автомобилем нельзя выступать на одной и той же трассе дважды подряд, стимулируются творчество, инновации. Я уже не говорю о драйве во время гонок». …Все как положено на «взрослых стартах»: проверка технических жидкостей в боксе перед заездом, наклейки спонсоров на бортах автомобилей и экипировке, флаги, нервы, болельщики. Поскольку о соревновании в стране объявили в начале года, некоторые российские команды просто не успели построить собственный болид к старту. Но они выполнили всю «бумажную», проектировочную работу и тоже приехали на автодром, чтобы почувствовать азарт соревнования. Иван из Уральского федерального университета внимательно изучает подвеску на автомобиле, собранном москвичами: «Интересное конструктивное решение! Я учусь на факультете автомобилей и тракторов на механика, но, к сожалению, практики не хватает. Такой конкурс — очень хорошее подспорье». Тамас Колоссвары из Венгрии на соревнованиях уже второй раз, несколько недель назад у их автомобиля состоялся премьерный прокат на таких же венгерских гонках. «У вас хорошая трасса, много возможностей для маневров, — замечает студент. — И вообще здорово, что «Формула» расходится по миру, это отличный опыт для нас всех». «МК» смог побеседовать с главным судьей соревнований, мотоциклистом и карт-гонщиком в прошлом Пэтом Кларком. — Прежде всего я хочу сказать, что вся эта история — она не о машинах, она об образовании, — заговорщически улыбается г-н Кларк. — Дело в том, что по всему миру, не только в России, работодатели в промышленном секторе недовольны качеством молодых инженеров, приходящих из университетов. Выпускники очень сильны в теории, но у них абсолютно нет практических навыков. «Формула Студент» зародилась в Америке в 1980-х, потом ее подхватили Австралия, Англия, Германия, Бразилия, Япония, Китай, Корея и вот теперь — Россия. Однажды в Сообществе автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers, SAE) возникла идея: а почему бы не устроить для студентов соревнование, которое помогало бы развивать их профессиональное мастерство?! Для этого надо, чтобы они что-нибудь создали своими руками! Но что? Может, стиральную машину или бетономешалку? Нет, никакого адреналина. А что, если… маленький гоночный автомобиль? В точку! Так все и началось. В итоге перед студентами стоит задание спроектировать, построить, испытать и представить свой маленький болид на суд жюри: подготовить отчет о стоимости автомобиля из расчета производства мелкой партии, калькулируя все вплоть до болтов и шайб, операций по сборке; обосновать все технические решения, составить техническую документацию. Эти задачки повторяют реальный бизнес-процесс из «взрослой жизни»: вы должны придумать концепцию, найти деньги, распределить бюджет, выстроить рабочий процесс, отношения в команде, выполнить поставленные цели в срок. Наконец, последний этап «Формулы» — выход на гоночную трассу — это проверка жизнеспособности концепции. У ребят глаза горят от всей этой формульной атрибутики, скоростей, но мы понимаем: главное — то, что мы учим их быть предпринимателями, самостоятельно освоить все аспекты запуска высокотехнологичного проекта. По сути, для участников это становится главной школой жизни. Мы не готовим всех к работе в автопроме, нет: кто-то может уйти в авиацию, или судостроение, или вообще не стать инженером, но к какому работодателю они бы ни пришли, их уже не надо будет доучивать. Господина Кларка поддерживает друг из Германии. По его словам, еще одна заслуга соревнований в том, что они формируют международное инженерное сообщество. Ребята с интересом изучают технические решение друг друга, происходит обмен опытом. И если в университете образовательный процесс растягивается на годы, то на автодроме через общение со сверстниками будущие инженеры в сжатые сроки впитывают все лучшее, что им дали научные школы Азии, или Америки, или Европы. Не случайно за такими специалистами буквально охотятся представители национальных автопромов. В Германии до 50% гостей соревнований составляют рекрутеры автомобильных концернов. Россия, по наблюдениям зарубежных судей, долго раскачивается, но потом, как известно, быстро едет. И нынешний старт, где наши команды еще можно пересчитать по пальцам и где мало представителей профильной индустрии, в этом смысле только начало.
|