Особые экономические зоны: из бюджета вбуханы миллиарды - а частных инвесторов нет и не предвидится Сегодня в 20:08, просмотров: 3415 Институт особых экономических зон (ОЭЗ) все больше разочаровывает российских чиновников. Минэкономразвития предложило досрочно закрыть две из зон — портового типа в Мурманской области и туристского - на острове Русский в Приморском крае. фото: Наталия Губернаторова Алексей Улюкаев Ведомство Алексея Улюкаева объясняет свою инициативу тем, что частные инвесторы не проявили интереса к этим зонам. За время их существования в них не было зарегистрировано ни одного резидента. Эксперты не исключают, что подобная участь ждет и другие ОЭЗ. Как показывает практика, рентабельность особых экономических зон в нашей стране не окупает вложенные в них инвестиции. За последние 9 лет в России было создано 28 особых экономических зон. Шесть — это индустриальные парки, 14 — туристские, 3 — портовые и 5 - технопарки, которые объединяют научно-исследовательские институты, промышленные объекты и деловые центры. ОЭЗ, безусловно, упростили жизнь бизнесу в тех анклавах, где они расположены, например, за счет налоговых льгот. Преференции были призваны увеличить приток иностранного капитала. Тем не менее ожидаемого эффекта регионы не ощутили. По словам экспертов, результативность таких зон оказалась сомнительной. Более того, государственные и частные инвестиции в ОЭЗ вне зависимости от своего размера зачастую не оправдывали себя. В ОЭЗ потового типа в Мурманской области было вложено всего лишь чуть больше 56 млн рублей. Эти деньги были потрачены на ее концепцию, план обустройства и материально-технического оснащения, а также оформление земельно-имущественных отношений. Это являлось первым шагом по реализации создания ОЭЗ. Даже предварительный этап показал, что в этом регионе такой механизм не будет пользоваться успехом. В свою очередь, ОЭЗ туристического типа на острове Русский потребовало гораздо больших вложений. В частности, по оценке экспертов, только на строительство моста с континентальной части России на остров составила около $1 млрд. Еще столько же ушло на инфраструктуру. Фактически мост стал новым символом Владивостока. Однако уже на подготовительном этапе рентабельность этого маршрута оказалась под вопросом. Мост с пропускной способностью в 50 тысяч машин ежедневно ведет в регион, численность жителей которого едва превышает 5 тысяч человек. Это в основном малообеспеченные рыбацкие артели, живущие в домах барачного типа, которые в принципе не располагают транспортными средствами. Кроме того, автодороги острова были абсолютно не развиты и требовали дополнительных вложений. Судя по всему, оценив расходы и спрогнозировав возможную прибыль, особенно в условиях экономических санкций со стороны Запада, Минэкономразвития пришло к выводу, что дешевле будет закрыть эти ОЭЗ, не дожидаясь сроков их завершения. Обоснование тому — в большинстве своем частные инвесторы не проявили интерес к реализации этих проектов, кроме того в ОЭЗ не было зарегистрировано ни одного резидента. Указанные площадки в Мурманской области и Приморском крае ведомство Алексея Улюкаева предлагает развивать в ином формате, вне института ОЭЗ, с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Эксперты уверены, что государство в ближайшее время пересмотрит свое отношение и к другим ОЭЗ. На данный момент проявления интереса к этому бизнесу, скорее, можно ожидать со стороны предпринимателей Азиатско-Тихоокеанского региона. Западные бизнесмены не будут рисковать приходить на российский рынок, даже несмотря на предлагаемые налоговые льготы.
|