Изобретателей проверят на скорость Сегодня в 18:46, просмотров: 65 Столичные власти готовятся к проведению первых в России соревнований болидов, спроектированных и собранных руками студентов. Таким образом, наша страна присоединится к международному инженерно-спортивному конкурсу «Формула Студент», который уже более 30 лет не только является ярким шоу, но и поставляет новые кадры ведущим компаниям-автопроизводителям мира. На данный момент «Формула» объединяет более 500 университетских команд из 50 стран. Этапы проводятся на лучших трассах Америки, Германии, Англии, Италии, Австрии, Австралии, Бразилии и Японии. Российские старты захватят празднование Дня города и пройдут 4–7 сентября на автодроме «Мячково» (18 км от МКАД по Новорязанскому шоссе). Корнями «Формула» уходит еще в 1978 год, когда студенты трех вузов США решили устроить соревнования на переделанных в багги газонокосилках (багги — нечто среднее между картингом и настоящим гоночным автомобилем). Всего через несколько лет к состязаниям подключилось Сообщество автомобильных инженеров. Так, достаточно быстро гонки стали общенациональными, а в конце 90-х перебрались и в Старый Свет. Сегодня в одной лишь Германии около сотни студенческих команд, три из которых входят в топ-10 лучших наряду с американцами, канадцами, австрийцами и Бразилией. Узлы для своих конкурсных болидов молодые инженеры могут изготавливать в том числе на мощностях гигантов немецкого автопрома. Запоминающимся для ФРГ стал 2009 год, когда после открытия регистрации по Интернету все 78 мест зачета автомобилей (больше банально не вмещали боксы на трассе) были заняты уже через 8 секунд, при этом еще полсотни команд остались в списке ожидания. Первооткрывателями «Формулы» в России стал Московский автомобильно-дорожный университет: команда МАДИ впервые отправилась со своим автомобилем в Германию в 2006 году и смогла пройти все испытания. Через два года собственный болид представил Университет машиностроения (в 2011-м МАМИ занял первое место на соревнованиях в Италии). В прошлом году количество российских участников в мире выросло до семи, при этом общее число команд в разных городах РФ сейчас составляет более десяти: соревнуются не только будущие автопромовцы, но и студенты естественно-научных, авиационных и других специальностей. — Нам важно показать, что инженерный потенциал России существует не только в наших воспоминаниях. Есть команды в Москве, Нижнем Новгороде, Тольятти, Тюмени, Ярославле, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Челябинске… Соревнования уже поддержала Российская ассоциация автомобильных инженеров, — прокомментировал подготовку национального этапа «Формулы» заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Дмитрий Князев. — Помимо технической составляющей для нас значима предпринимательская сторона: фактически ребята должны сами не только спроектировать автомобиль, но и найти средства на его создание, убедить инвесторов. В Германии в прошлом году было 140 команд — вот пример той самой конкурентной среды. В Москве департамент берет на себя только общие организационные расходы: подготовка трассы, размещение судей, культурная программа — мы ожидаем около 5 тысяч зрителей. В отличие от некоторых бизнес-конкурсов, которые напоминают мне сражение картонными мечами, «Формула студент» — наглядная демонстрация способности создать что-то новое. По регламенту с одним и тем же автомобилем нельзя выступать на одной и той же трассе дважды подряд, стимулируются творчество, инновации. Я уже не говорю о драйве во время гонок. Участие в осенней «Формуле» подтвердили более 20 международных судей. Прием заявок от команд продолжается на сайте www.fs-russia.com. Как отметил чиновник, задача властей на ближайшее время — сделать Москву ежегодной площадкой для проведения «Формулы», а в дальнейшем пройти необходимую международную аттестацию и сертификацию, чтобы российский этап вошел в число официальных серий SAE. Сейчас за такое право бьются города Италии, Испании и Венгрии. — Для меня «Формула» — это символ перемен инженерного образования в России, — признается проректор МАМИ Владимир Тимонин. — Все говорят о кризисе инженерного образования. Если «Протоны» падают, значит, что-то не так, нужны новые кадры. Конкурс дает нам дополнительную возможность привлечь молодежь в инженерные вузы и сделать обучение «живым», чтобы у выпускников были практические навыки, умение работать в команде, проектировать продукты для рынка. Просто сидя за партой, этому не научишься. СПРАВКА "МК" «Формула Студент» (или Formula SAE) — студенческие инженерные соревнования, впервые организованные в 1981 году в Техасском университете Сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE). Команды студентов выступают в роли инженерных компаний, которые должны разработать, построить, испытать автомобиль формульного класса для рынка непрофессиональных гоночных автомобилей. При этом самим гонкам, где судьи оценивают разгон, маневренность, точность управления и энергоэффективность болида, предшествует техническая экспертиза, защита конструкции (студенты предоставляют всю конструкторскую документацию и доказывают оптимальность предложенных решений) и защита бизнес-плана на мелкосерийное производство. Кроме «Формулы Студент» в серию студенческих инженерных соревнований SAE сегодня входят соревнования по постройке беспилотных летательных аппаратов, снегоходов, сверхэкономичных автомобилей, электрокаров и др. ЦИТАТА Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель Федеральной антимонопольной службы, — о конкуренции в сфере госзаказа: «Сложилась ситуация, при которой большинство малого бизнеса остается в торговле. Рынок сбыта и эксплуатации закрыт ГУПами и МУПами, они размножаются, как гидры. В сектор должны приходить нормальные малые и средние компании и работать по контракту. Нужно дробить госзаказы». Согласно обсуждаемому проекту постановления правительства к 2015 г. на долю МСБ будет приходиться не менее 25% всех закупок госкомпаний.
|