Бизнесмены учат Маркса Ничто не воспитывает лучше, чем личный пример. Следуя этой известной формуле, столичные власти запустили серию встреч молодых предпринимателей и учителей, преподающих основы коммерции, со «звездами бизнеса» — создателями и руководителями популярных компаний. Еще одна задача проекта — познакомить участников с интересными деловыми площадками столицы. фото: Наталия Губернаторова Центральный телеграф на Тверской. Пока еще немногие знают, что в одном из крыльев здания, в просторном холле с высокими потолками и огромными окнами, разместился коворкинг (от англ. co-working — совместно работающие), где предприимчивая молодежь может арендовать «рабочий стул и стол». Очередную встречу решили провести здесь. Тема — «Идеи, которые могут стать локомотивом бизнеса». Откуда их черпают успешные предприниматели?! Как простые схемы превращают в оригинальные?! Например, вместо обычного кафе решают открыть «ресторан в темноте» или «ресторан на подъемном кране»?! Своей историей организаторы пригласили поделиться Сергея Выходцева, выведшего на российский рынок сразу несколько брендов, о которых сегодня знает вся страна. Предпринимательскую деятельность Сергей начал более 25 лет назад, будучи студентом химико-технологического института. «На инженера я не тянул, с высшей математикой не сложилось», — вспоминает Выходцев. Зато проявились предпринимательские задатки. Правда, первое дело особой «эксклюзивностью» не отличалось, а было вполне в духе перестроечного времени: купля-продажа. Приближались 90-е, на предприятиях случались перебои, работяги получали зарплату «натурой». Студент начал скупать запчасти часовых механизмов, вместе с друзьями в общежитии собирать командирские часы и сбывать их. — Я отношу себя к первой волне предпринимателей, которых осталось совсем немного, — говорит Выходцев. — Кто-то разорился; кто-то купил яхту и сидит на Багамах; я же регулярно запускаю новые проекты. Самыми громкими стали, пожалуй, три проекта: растворимые напитки (рекламный слоган «Просто добавь воды» в 90-е крутили все центральные телеканалы), каши быстрого приготовления и овсяный йогурт, который сейчас можно встретить практически на любом прилавке. Общее во всех этих историях — как раз нестандартная идея. — Методом проб и ошибок я понял, что предлагать товар, который уже существует, просто чуть лучше или чуть дешевле — не мое, — признает бизнесмен. — У меня получается делать то, чего до меня не было — ломать стереотипы: напиток в порошке; каша, которую не надо варить; йогурт без молока. Обычно в работе находятся сразу 3–5 проектов. Сегодня у меня есть собственная команда: ребята постоянно что-то придумывают, и моя главная задача — им не мешать. Перспективные идеи начинаем обкатывать, продвигать инвесторам. На этом этапе главным критерием служат слова Маркса: «Идея, овладевшая массами, становится материальной силой». То есть если я вижу, что какой-то идеей в офисе «инфицированы» сначала 3 человека, потом 7, потом 9, — велика вероятность, что идея пойдет дальше и превратится в «пандемию». Если говорить о важных качествах успешного бизнесмена, то, по мнению Выходцева, это должен быть человек-оркестр, умеющий говорить на одном языке и с финансовым директором, и с юристом компании, и с производителями. А для этого все-таки необходимо образование: не только практика, но и теория (гении-самоучки — редкое исключение). Причем начинать подготовку желательно со школьной скамьи, с 5–7-го класса, так же, как специально отбирают и занимаются с детьми в спортшколах: — Чтобы человек занялся предпринимательством, что-то должно вывести его из зоны комфорта: допустим, подростку надо заработать на карманные расходы. У меня пятеро детей. По меньшей мере два сына проявляют интерес к бизнесу. Один начинал с того, что чистил от снега машины соседей во дворе. Дальше — нужны вдохновляющие примеры. Я всегда беру детей на конкурсы, где они смогут увидеть молодых ребят, которые без связей и денег родителей создали сумасшедшие по финансовой состоятельности бизнесы. Например, у 26-летней Насти Сартан годовой оборот интернет-магазина выше $3 млн. Очень показателен конкурс молодежной премии в области предпринимательства (GSEA Russia). В финале бизнесмен поделился еще одной из личных установок: деньги — это еще не успех и не счастье. Надо грезить своей работой и иметь надежный тыл дома. Хотя, с другой стороны, если предприниматель не получает прибыль — это все равно что пианист, не собирающий зрительный зал. Стоит что-то менять.
|