Хит сезона Сезонные вклады по-прежнему популярны у банков и населения. Несмотря на некоторое снижение количества таких предложений по сравнению с прошлым годом, конкуренция в данной нише все еще высока. «ЭВ» выяснял, куда лучше податься весеннему вкладчику. фото: Михаил Ковалев По подсчетам руководителя отдела анализа банковских услуг портала «Банки.ру» Юлии Косецкой, в текущем году весенние депозитные акции проводят около 100 кредитных организаций. Правда, среди самых ярких предложений не замечены многие игроки из числа крупнейших: с гораздо большей охотой свои денежные запасы пополняют средние и малые банки. «Многие крупные банки вообще не предлагают сезонных вкладов. У них просто нет необходимости привлекать дополнительные средства от частных лиц», — объясняет Косецкая. Для остальных же финансовых учреждений этот маркетинговый инструмент работает весьма эффективно. «По опыту знаем, что приток к общему объему депозитов зависит от срока проведения акции: если рассчитывать на срок проведения акции в 3 месяца, то прирост к депозитному портфелю составляет порядка 10%–15%», — констатирует заместитель директора департамента розничного бизнеса СБ банка Наталья Якубова. «Обычно интересный сезонный вклад увеличивает прирост объема вкладов в 1,5–2,5 раза по сравнению с периодом, когда такие вклады не предлагаются», — приводит свою статистику директор департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Антон Маслий. По информации пресс-службы ЦБ РФ, в третьей декаде марта максимальная процентная ставка по рублевым вкладам в крупнейших депозитных российских банках составила 8,47% годовых. Это на 0,12 п.п. больше, чем в первой декаде, но намного меньше доходности весенних маркетинговых акций, которые проводят не особо известные рядовому вкладчику кредитные организации. По данным «Банки.ру», самую высокую ставку по сезонному вкладу в размере 11,2% годовых предлагает банк «Тусар». Недалеко от него ушли Милбанк (ставка 10,6%) и Маст-Банк (10,5%). На этом фоне предложения «крупняка» выглядят гораздо скромнее — их весенние ставки находятся в диапазоне 7–8,5%. Среди немногих лидеров рынка, расщедрившихся на сезонный продукт, — ВТБ24, «Русский стандарт», МДМ-банк. Сезонный вклад Бинбанка предполагает максимальную ставку 11% годовых. Некоторые другие игроки запустили продукты под соусом грядущих корпоративных праздников. «C 1 апреля в Росбанке действует вклад, приуроченный к юбилею группы Societe Generale. По данному вкладу предусмотрена максимальная доходность по сравнению с другими депозитными предложениями», — рассказал первый заместитель председателя правления Росбанка Игорь Антонов. Разработал к своему 20-летию специальный вклад с повышенной ставкой и СБ банк. «Банк регулярно проводит сезонные кампании для клиентов, предлагая накопительные продукты с повышенной процентной ставкой. Этот год не стал исключением. Но если раньше мы делали вклады с повышенной ставкой, то этой весной мы запустили накопительный счет со ставкой до 5% годовых», — сообщил начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Дамиан Леклер. По его словам, запуск специального предложения по накопительному счету связан с тем, что сейчас клиенты не готовы открывать счета в рублях без возможности оперативного доступа к деньгам. А накопительный счет — это как раз тот продукт, который позволяет заработать на любой сумме и при любом сроке размещения. Вклады с подарками — давнее изобретение банковских маркетологов. Чем только не заманивают падкого на приятные бонусы вкладчика — золотыми украшениями, скидочными картами, соковыжималками, чайниками, серебряными монетами. Некоторые игроки — в основном банки с малоизвестными на розничном рынке брендами — не жалеют денег даже на планшеты и плазменные телевизоры. За чрезмерным гостеприимством могут скрываться подводные камни, предупреждают эксперты. Во-первых, многие банки подстраховываются: стоимость подарка при досрочном расторжении договора вклада вычитают из суммы вклада. Кроме того, стоит обратить внимание еще и на то, гарантирован подарок банком при открытии вклада или нет. «Чаще банки приобретают определенное количество подарков, и при повышенном спросе на спецпредложение их может всем не хватить. Перед походом в банк нужно уточнить информацию о наличии подарков», — советует Юлия Косецкая. По мнению большинства банкиров, снижения ставок, которое наблюдалось в течение всего прошлого года, не будет. «Тенденция прошлого года на снижение процентных ставок практически сошла на нет в связи с последними политическими событиями, а также в связи с неблагоприятными экономическими прогнозами. В результате многие банки стали повышать процентные ставки в последних числах февраля, и особенно в марте 2014 года», — говорит начальник управления страховых и пассивных продуктов банка «Открытие» Мария Четверикова. «Скорее всего, большей популярностью будут пользоваться валютные вклады, как показывает практика последнего времени, за счет роста бивалютной корзины размещение в валюте оказываются более выгодным, чем размещение в рублях», — считает Наталья Якубова. Этот тренд уже сформировался. «Традиционно наиболее востребованы на рынке вклады на 6 и 12 месяцев», — замечает Антон Маслий. |