фото: Геннадий Черкасов
По данным Росстата, ЖКУ ежегодно оплачивает, причем зачастую с полугодовой или даже годовой просрочкой, не более 94% потребителей. Оставшиеся 6% — злостные неплательщики. Цена вопроса — около 100 млрд рублей, не доходящих до поставщиков коммунальных услуг. Это одна пятая того, что необходимо тратить для обновления инфраструктуры ежегодно. «Не говоря уже о том, что, как положено, после получения квитанции месяц в месяц за ЖКУ платит только примерно 60–65% населения», — комментирует «МК» замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. По его мнению, «нечестно и неправильно, что за таких должников, среди которых значительная часть — состоятельные люди, которым некогда оплатить счета или просто лень, платят добросовестные потребители, в том числе пенсионеры и люди, получающие соцподдержку: ведь без справки об оплате ЖКУ им соцподдержку просто не дадут». Сегодня, по словам зампреда Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, общая задолженность в сфере ЖКХ составляет порядка 600 млрд рублей. Поэтому в Госдуму и внесен разработанный Минстроем и рядом депутатов законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который предусматривает повышение ответственности за несвоевременную оплату за коммунальные услуги по всей цепочке — от производства до потребления. Реформа призвана сделать так, чтобы оплачивать жилье не вовремя было так же невыгодно, как просрочить банковский кредит. Так, неплательщикам за услуги ЖКХ могут запретить проводить сделки с недвижимостью. В частности, при наличии у них не исполненного в установленный срок требования по внесению платы за ЖКУ. Кроме того, предполагается увеличить размер пени с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центробанка от невыплаченной суммы за услуги ЖКХ за каждый день просрочки платежа спустя три месяца после возникновения долга. Однако не предполагается наложение санкций на собственность неплательщиков. По словам Павла Качкаева, практически все граждане России — 93% — все же добросовестно оплачивают услуги ЖКХ. Он также отметил, что 10 лет назад доля добросовестных плательщиков была значительно ниже — примерно 85%. При этом он добавил, что общий объем платежей граждан за услуги ЖКХ составляет порядка 1,5 трлн рублей, так что 5% является серьезной суммой — это около 75 млрд рублей. С другой стороны, согласно законопроекту, санкции затронут и управляющие компании, допустившие ошибки при расчете платежей для граждан. В частности, планируется установить штрафы в пользу потребителей услуг ЖКХ для компаний, управляющих многоквартирными домами, за оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа. Так, в первом случае УК обязана выплатить в пользу потребителя 30% от размера внесенной им платы, во втором — 15% от неправильно рассчитанной платы. Также законопроект упрощает процедуру собрания собственников жилья и предоставляет право УК давать скидки тем гражданам, которые платят за услуги заранее. «Я считаю, что у граждан появится рычаг давления на управляющие компании, которые будут вынуждены вести эффективно свою деятельность и поставлять все необходимые ресурсы», — отмечает Качкаев. Однако независимые эксперты, опрошенные «МК», сомневаются, что данное нововведение позволит навести порядок в сфере ЖКХ. Аналитик Инвесткафе Роман Гринченко отмечает, что если говорить по поводу увеличения размера пеней для злостных неплательщиков, то эта мера может только усугубить ситуацию: «Дело в том, что в случае если потребитель не платит более 3 месяцев, то набирается долг, который может быть достаточно объемным, что затрудняет его оплату. При этом в случае еще и более высоких пеней может возникнуть ситуация, когда недобросовестный плательщик просто не сможет погасить долг полностью. Это вкупе с запретом должнику проводить сделки с недвижимостью фактически может исключить возможность погашения долга». Законопроект, безусловно, заработает, но скорее всего не в полном объеме, убежден руководитель направления по строительству и ЖКХ экспертного центра «Общественная Дума» Сергей Литвиненко: «Вряд ли этот законопроект поможет сократить количество неплательщиков за услуги ЖКХ и уменьшить долг населения за предоставленные услуги. Увеличение ставки рефинансирования ЦБ не станет для злостных неплательщиков слишком серьезной угрозой или стимулом к погашению своего долга». |